18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лувр развенчивает миф о Вермеере как одиноком гении

Выставка, которая откроется в Париже 22 февраля, доказывает, что нидерландский живописец не жил в Делфте в полной изоляции, как полагалось ранее

На новой выставке Лувра, открывающейся 22 февраля, особое внимание уделено влиянию, которое оказывали на творчество Яна Вермеера другие голландские мастера жанровой живописи его времени.

В искусствоведении имя Вермеера и сегодня остается прочно связанным с Делфтом (его называют Вермеером Делфтским, в отличие от современника, пейзажиста Вермеера Харлемского). Документальные свидетельства о дальних поездках художника крайне скудны, а связям с жителями Делфта, напротив, можно посвятить целые книги, как сделала, например, писательница Трейси Шевалье (это на основе ее романа снят фильм «Девушка с жемчужной сережкой»). Все это подкрепляет представление о том, что он был одиноким гением, жившим в изоляции и лишь изредка покидавшим родной город.

Сокуратор луврской выставки «Вермеер и мастера жанровой живописи» Блез Дюко работал над ней целых пять лет, поэтому, когда полотна были наконец развешаны по стенам, связи между нидерландскими мастерами жанровой живописи стали в полной мере очевидны. «Вермеер путешествовал и видел произведения других художников, иначе он просто не мог быть так хорошо осведомлен обо всем, что происходило. Как и Рембрандт, он никогда не покидал своей страны, но он не был и затворником Делфта, работавшим в уединении в своей маленькой студии», — говорит Дюко.

Один из представленных примеров — «Девушка, пишущая письмо» (ок. 1655–1656, сейчас в коллекции Королевской галереи Маурицхейс в Гааге) Герарда Терборха, висящая на выставке в Лувре рядом с написанной десятилетием позже «Дамой, пишущей письмо» Вермеера (ок. 1665–1667, в коллекции Национальной художественной галереи в Вашингтоне). Образ женщины, пишущей, вероятно, любовное письмо в темной комнате, возник именно у Терборха, картина которого является первым известным случаем использования этого сюжета у малых голландцев. Дюко утверждает, что Вермеер наверняка видел работу предшественника — либо в мастерской Терборха в Девентере, либо у купившего ее роттердамского коллекционера, — но развил эту тему, повернув лицо пишущей к зрителю и заставив ее смотреть на него внимательным взглядом. Выставка в Лувре показывает, что, даже если Вермеер и заимствовал идеи и позы из чуть более ранних работ, под его кистью они обретали совершенство, недостижимое для его соперников.

Англоязычная версия каталога выставки, выпущенная издательством Yale University Press, уже в продаже.

«Вермеер и мастера жанровой живописи»
Лувр, Париж
22 февраля – 22 мая

Национальная галерея Ирландии, Дублин
17 июня – 17 сентября

Национальная художественная галерея, Вашингтон
22 октября 2017 – 21 января 2018

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+