18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Ленин, Малевич и пустота: тело вождя скопируют для биеннале в Венеции

Проект к 100-летию русской революции должен рассказать, как работают символы в эпоху «постправды»

Посетители 57-й Венецианской биеннале современного искусства (13 мая — 26 ноября) этим летом смогут увидеть интерпретацию Мавзолея Ленина внутри трехмерной версии «Черного квадрата» Казимира Малевича. Проект называется «Объект № 1» — говорят, такое название дали телу вождя после его смерти в 1924 году.

Проект, отмечающий юбилей революции 1917 года, стал результатом сотрудничества лондонской галереи русского искусства и дизайна Grad, мадридской компании Factum Arte, цель которой — работа с современными технологиями в области классического и современного искусства, и лондонского архитектурного бюро Skene Catling de la Peña. С помощью новых технологий «Черный квадрат» Малевича будет превращен в восьмиметровый черный куб, который появится на набережной Дзаттере в Венеции. Реконструкция саркофага Ленина, основанная на оригинальных чертежах 1920-х годов архитектора Константина Мельникова, разместится внутри постройки. «Внутрь саркофага будет помещена копия тела Ленина, сделанная с помощью „карты глубины“», — говорится в пресс-релизе. Копию мумифицированного тела Ленина будет окружать амфитеатр на 60 мест, где посетители смогут обсудить «современное значение этих двух знаменитых образов».

Директор и главный куратор Grad Елена Судакова рассказала The Art Newspaper: «Когда вы зайдете в куб, вы увидите весьма реалистичный портрет Ленина, основанный на его первых посмертных масках, который будет проецироваться на стену. Мы практически позволяем Малевичу поглотить Ленина. Когда вы обернетесь, вы увидите его фигуру, распечатанную на 3D-принтере. С одного угла обзора она будет выглядеть как тело Ленина, а с другого — как пустота».
Согласно замыслу инсталляция должна ставить под сомнение такие категории, как власть и рождение мифов, в России и не только, обращая внимание на подъем популизма в политике по всему миру. «Мы привозим в Венецию две иконы XX века: „Черный квадрат“ Малевича и Ленина. Мы хотим обратиться к прошлому и одновременно исследовать новые возможности символов в эпоху постправды», — комментирует Елена Судакова.

«Черный квадрат» Казимира Малевича уже столетие остается одним из самых важных для современного искусства произведений, но и к образу Ленина актуальные художники обращались не раз.

В 1993 году создатели соц-арта Виталий Комар и Александр Меламид провели на Красной площади перформанс «Что делать с Мавзолеем Ленина?». Они показали электронную «бегущую строку», которую предлагали установить на Мавзолее поверх надписи «Ленин», чтобы она отображала последние новости, прогноз погоды, литературные произведения и тому подобные сведения.

Неоднократно использовала образ вождя пролетариата арт-группа «Синие носы». Например, в 2004 году в рамках инсталляции «Маленькие человечки», в которой видео с переворачивающимся во сне вождем проецировалось на дно картонной коробки, за что было прозвано «Ленин, переворачивающийся в гробу». В 2011 году «Синие носы» создали хрустальные копии памятников мировой архитектуры для музея «Кристаллические миры Swarovski», среди построек был и Мавзолей. Внутри него проецировалась видеозапись с произносящим речи и активно жестикулирующим Лениным.

Интересно, что тема черного куба (правда, не имеющего отношения к Малевичу) тоже не нова для Венецианской биеннале: работу Грегора Шнайдера Cube Venice 2005 — 15-метровый черный куб — отказались показывать на 51-й Венецианской биеннале из-за ассоциаций с Каабой — священной для мусульман кубической постройкой в Мекке.

Материалы по теме:
Разрушить клише
Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+