Похоже, этот год действительно станет революционным для мирового искусства. Вместе с открытием выставок, посвященных 100-летию Октябрьской революции 1917 года, арт-сообщество развернуло грандиозную кампанию против правого популизма вообще и политики президента США Дональда Трампа в частности. К художественной акции «Руки прочь от нашей революции!» уже присоединилось более 200 влиятельных художников, арт-критиков, руководителей музеев.
О главной цели стартовавшей 16 февраля кампании сообщается на ее интернет-странице на десяти языках. «Мы — глобальная коалиция, утверждающая радикальную природу искусства. Мы убеждены, что искусство может помочь в противостоянии нарастающей риторике правого популизма и фашизма и ее все более явных форм — ксенофобии, расизма, сексизма, гомофобии и беззастенчивой нетерпимости. <...> Свобода и справедливость никогда еще не были столь хрупки и близки к тому, чтобы ускользнуть от нас, как сейчас. Как художники мы обязаны переосмыслить и воссоздать социальные отношения, которые оказались под угрозой право-популистской власти. Наша обязанность — противостоять этому и проявлять солидарность. По-тихому мы не уйдем. Наша задача и потенциальная возможность — с помощью своих собственных форм выражения и общественных пространств вовлечь людей в совместное, наглядное и открытое осмысление и обсуждение идей», — гласит манифест проекта (стиль и орфография авторов сохранены).
Объединил арт-сообщество живущий между Берлином и Лондоном художник, профессор Гамбургского университета искусств Адам Блумберг. В своем комментарии британской газете Guardian он отметил, что первые выставки современного искусства, в которых художники смогут в любых формах выразить свою резко критическую позицию, откроются в марте. По его словам, их география «не будет ограничена США и Европой, но дойдет до Мексики и Нигерии». Список тех, кто уже включился в протестное движение, доступен на сайте: это художники Олафур Элиассон, Корнелия Паркер, Мэтью Барни, Эд Руша, Тасита Дин, арт-критик Розалинда Краусс, директор галереи Whitechapel Ивона Блазвик, директор Тейт Модерн Фрэнсис Моррис и многие другие.
Среди них и Аниш Капур, который недавно пожертвовал полученную им премию Genesis на привлечение внимания к проблемам беженцев. В начале февраля художник, переиначив Бойса, создал работу «Я люблю Америку, но Америка не любит меня», в которой выразил протест против миграционной политики Дональда Трампа. Он предложил всем подключиться к этому начинанию и «использовать работу Йозефа Бойса как инструмент социальных изменений», чтобы продемонстировать свое негативное отношение к ксенофобии.
Вступить в арт-коалицию «Руки прочь от революции» может каждый, заполнив форму и указав, какими свободами он дорожит и как может помочь движению. На страницах проекта в соцсетях его участники отслеживают последние события, связанные с притеснением свобод художников, а также организуют или поддерживают акции против ксенофобии и расизма в искусстве. Так, совсем недавно сотрудники Музея Дэвиса в Массачусетсе убрали из залов все работы иммигрантов в качестве протеста против введенного Трампом временного запрета на въезд в США для беженцев и иммигрантов из ряда стран, а отсутствующие картины, среди которых пейзажи переехавшего в Америку из Лондона художника XIX века Томаса Коула, работы абстракциониста русского происхождения Ильи Болотовского и современной художницы кубинского происхождения Аны Мендьеты, заменили табличками «Сделано иммигрантом».
Активисты арт-революции также вспоминают о расследовании в Южной Корее, раскрывшем «черный список» художников, неугодных властям и не рекомендованных для госфинансирования, куда вошло 9473 имени. Упоминаются и другие похожие акции, например январский перформанс актера Шайи Лабафа в нью-йоркском Музее движущегося изображения. По замыслу автора на протяжении всего президентского срока Трампа к установленной камере, трансляция с которой велась круглосуточно, мог подойти любой желающий и сказать: «Он не разделит нас». Возле камеры начали возникать драки сторонников и противников президента, проект трактовали как политический митинг, после чего актера арестовали. Сейчас он освобожден, и трансляция предполагается уже с новой камеры на стене театра в Альбукерке в штате Нью-Мексико. Пока на ней ничего не видно.