Мигель Фаломир возглавит Музей Прадо в Испании. Несмотря на то что решение еще требует подтверждения испанского правительства и одобрения попечителей (встречи пройдут в середине марта), совет музея 22 февраля единогласно проголосовал за 51-летнего специалиста по Ренессансу. Фаломир начал работу в Прадо в 1997 году в должности руководителя отдела искусства итальянского и французского Ренессанса, был куратором крупных выставок Тициана, Тинторетто, Рафаэля. Бывший директор музея Мигель Сугаса, занимавший этот пост 15 лет, поддержал кандидатуру Фаломира, отметив его огромный вклад в подготовку к празднованию 200-летия Прадо, которое пройдет в 2019 году. Сам Сугаса займет должность руководителя Музея изобразительных искусств Бильбао.
Британская художница Сара Моррис превратила поездку через Альпы в арт-путешествие. С первых чисел марта и в последующие четыре года 54-метровый панорамный поезд, курсирующий из швейцарского Монтре в Цвайзиммен, покроется разноцветной графикой в духе геометрических абстракций художницы. Вдохновение Моррис черпала в окрасе гусеницы бабочки-монарха, а также в истории жизни и увлечениях писателя Владимира Набокова, который жил в Монтре с 1961 по 1977 год и, как известно, был страстным коллекционером бабочек. Проект создавался в рамках выставки «Отметка 1049. Лавина», куда вошли еще 11 site-specific-проектов, познакомиться с которыми можно на официальном сайте.
«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи возвращается в Галерею Уффици после реставрации. Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер, что, в свою очередь, вызывало споры между специалистами, которые боялись приступать к восстановлению панно, чтобы не исказить изначальный замысел. Теперь реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийском музее с 28 марта по 24 сентября на выставке «Волшебный космос. Возрожденное „Поклонение волхвов“». Обновленному шедевру составит пару одноименная работа ученика Боттичелли Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо.
Крупнейшая частная коллекция Рембрандта отправится в турне. В парижском Лувре открылась выставка работ из коллекции нью-йоркского предпринимателя Томаса Каплана, который с 2005 года приобрел 11 работ художника. Всего в мире существует около 35 картин Рембрандта, принадлежащих частным владельцам (неточность цифры связана с вопросами атрибуции). Вместе с произведениями Рембрандта в Лувре выставлены работы художников его эпохи, входивших в лейденскую гильдию святого Луки (по имени родного города Рембрандта Каплан и назвал свою коллекцию — лейденская): Герарда Доу, Франса ван Мириса, Яна Стена и Яна Вермеера. После завершения выставки гораздо более масштабная экспозиция отправится в Шанхай, Пекин и Абу-Даби. В беседе с The Art Newspaper коллекционер объяснил, что выставка имеет символическое значение: «Сейчас нам нужно возводить мосты между различными культурами, а не сжигать их. Делать существующие стены ниже, а не строить новые». Подробности — на нашем сайте.
«Гараж» запустил сайт о российском современном искусстве. Сейчас на сайте в разделе «Исследования» можно прочитать эссе о художественной жизни регионов, написанные кураторами первой Триеннале современного российского искусства музея «Гараж». В ходе подготовки выставки они посетили более 40 городов во всех восьми федеральных округах России. В разделе «Выставка» размещена информация об основном проекте триеннале, который пройдет в «Гараже» и Парке Горького, будет состоять из работ почти 70 художников и авторских коллективов и станет первым в истории музея столь крупным показом российского искусства. Планируется, что информация на сайте будет регулярно обновляться. Подробнее о проекте и художниках триеннале читайте в нашем материале.
Экспозиция будущего Музея современного искусства на Луне (MOCAM) доступна онлайн. Музей был задуман в 2016 году художником Хулио Орта, уверенным, что в ближайшем будущем колонизация спутника Земли неизбежна. «Лунная деревня стоит всего $10 млрд. Это дешевле, чем один американский авианосец», — объясняет он. Художник при поддержке Музея современного искусства Индианаполиса официально приобрел участок на Луне размером около 81 тыс. кв. м в зоне D6 квадранта Чарли. У здания уже есть готовый план, разработанный архитектором Маурицио Мастропьеро. Экспонаты и список художников первой лунной выставки под названием «Таинственные неизвестные в сердце империи» доступны в онлайн-формате на страничке музея. Оригиналы, которые, как сказано на сайте, создавались с учетом «встречи с любыми формами разумной жизни», можно увидеть до 15 апреля в Музее реального и необычного, созданном при Художественном музее Индианаполиса.
Сын группенфюрера СС вернул Польше картины, украденные его родителями. Назначенный нацистами губернатором Кракова и Галиции Отто Вехтер в 1939 году руководил вывозом из Национального музея в Кракове нескольких сотен тысяч произведений искусства. Его сыну Хорсту Вехтеру удалось вернуть три картины из вывезенных тогда во дворец Потоцких, где располагалась краковская штаб-квартира СС. Как отмечает газета Guardian, Хорст Вехтер потратил несколько лет, чтобы вернуть произведения искусства польскому государству. Вице-президент Европейского парламента Ричард Чарнецкий отметил, что «это, вероятно, первый случай, когда член семьи одного из важнейших нацистских оккупантов вернул полотна, вывезенные из Польши во время войны».