18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бунтари против времени — художники, поэты и их музы

№51
Материал из газеты

Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» на этот раз посвящен феномену времени

Раз в два года «Мода и стиль в фотографии» захватывает все пространство Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ) и целого ряда других ведущих музейных площадок российской столицы. В этом году основная тема фестиваля — «Ветер времени», что напоминает, помимо прочего, об истории самого МАММ, или Московского дома фотографии.

Все выставки нынешнего фестиваля можно разделить на три части. Первая посвящена 1980-м — десятилетию, в последнее время все чаще всплывающему в темах выставок, книг, статей. Директор МАММ Ольга Свиблова объясняет это тем, что 1980-е — время уже настолько далекое, что дает дистанцию для рефлексии, но история эта недавняя и живая, а герои все еще среди нас. «Я никогда не хотела делать только фестиваль моды. Стиль — понятие более широкое, то, в чем отпечатывается и оседает время, что нельзя подделать даже при помощи стилиста. Приметы эпохи всегда заметны в фотографии, а в этом году они интересуют нас особенно. Во всем мире 1980-е — время застоя: закончились бурные 1960-е, улеглись 1970-е, ушли рок и хиппи, пришли пиджаки с подкладными плечами. Мне же интересны те, кто начал выбиваться из эпохи, бунтари против времени, первые предвестники того, что снова пойдут сдвиги пластов. Они пытались выпасть из общих поведенческих и мыслительных канонов. В середине 1980-х началась перестройка, но внимание было приковано к нам не только потому, что начала рушиться крупнейшая империя, — просто в мире не было движения. Мы пытаемся поймать этот ветер времени — в лицах, в жестах, в одежде, в типе съемки».

Те самые 1980-е запечатлел Том Вуд в своих фотографиях о жизни английской провинции, столь похожей и непохожей на Россию, а также Филипп Шансель на фото с уже прошедшей выставки о парижских бунтарях. Свой аккорд внес и Игорь Мухин, недавно выпустивший книгу «Я видел рок-н-ролл», в его объектив попали герои позднесоветского андерграунда и контркультуры 1980-х — начала 1990-х. В пандан к Мухину идут уличная съемка Игоря Верещагина и экспозиция параллельной программы Girls, Girls, Girls певца богемы и сюрреалистической перестроечной эротики Сергея Борисова. Альтернативная культура в Йошкар-Оле запечатлена на снимках Дмитрия Скорнякова и Сергея Чиликова (МАММ продолжает знакомить зрителей с фотошколами российских регионов).

Второй блок выставок ставит 1980-е в исторический контекст, чтобы показать связь времен. Сразу несколько экспозиций покажут классику черно-белой портретной фотографии и золотой век искусства XX столетия сквозь призму индивидуальных фотовзглядов. На снимках Мишеля Сима — художники, поэты и музы Парижской школы времени ее расцвета; выставка перекликается с «Прыжком» Филиппа Халсмана и ретроспективой певца французской элегантности Жанлу Сьефа. Фотограф Элизабетта Каталано, известная портретами итальянских художников arte povera и трансавангардистов, представлена на выставке «Бесценные свидетельства» калейдоскопом эпох c 1960-х по 2000‑е. Достраивает очень личное видение мира художественной богемы до общей картины коллекция снимков из архивов знаменитой киностудии Cinecittà в Риме. На этом фоне интересны и фантазии на стыке документальности и арт-конструирования последних 30 лет Сергея Браткова, и новый проект Сары Мун. Углубляют перспективу экспозиции о более отдаленных временах «Модель художника в объективе фотоаппарата» в Государственной Третьяковской галерее, выставки к 100-летию Евгения Халдея и газеты «Известия».

Наконец, третья часть фестиваля обращает взгляд зрителя в будущее, на новых бунтарей и законодателей художественных мод, среди которых Марк Невилл со съемками Лондона и Питсбурга, Ник Брандт с экологической серией об Африке «Наследовать пыль» и фотоистория Нильса Акермана о молодежи города Славутич через 30 лет после чернобыльской катастрофы. Манеж превратится в пространство молодой или впервые представляемой столичной публике фотографии: ученики Игоря Мухина и Школы Родченко, несколько авторов из Йошкар-Олы, французские фотографы с фестивалей в Арле и Париже, отобранные их куратором Франсуа Эбелем, и молодые участники фестиваля Circulations. 

Мультимедиа Арт Музей и другие площадки
Мода и стиль в фотографии
До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+