18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Возвращение «каменного гостя»

Завершена уникальная музеефикация шпиатровой скульптуры Рубенса, разбившейся при падении с фасада Нового Эрмитажа в 1950 году

28 скульптур для фасадов здания Нового Эрмитажа были созданы по проекту и рисункам баварского архитектора Лео фон Кленце из шпиатра — смеси цинка и различных цинковых сплавов с добавлением меди и алюминия. Льют из шпиатра тонкие и особенно сложные произведения небольшого сечения: у него невысокая температура плавления (шпиатр дешевле бронзы), и он прекрасно заполняет формы. Созданные из шпиатра скульптурные портреты знаменитых мастеров прошлого, от Леонардо да Винчи до Рубенса, установили в нишах и на консолях музея в 1848–1850 годах. Со временем эти изображения стали такими же (ну или же почти такими же) эмблематическими символами главного российского музея, как и атланты.

В 1950 году с юго-западного угла здания упала скульптура, изображающая Рубенса. Простоявшая на гранитной консоли ровно 100 лет фигура сорвалась с крепления и, падая с высоты второго этажа, разбилась об асфальт. Ее фрагменты перенесли в реставрационную мастерскую для изучения материала, технологии изготовления и возможных методов реставрации. Тогда, в суровое послевоенное время, еще не было специалистов, имевших опыт реставрации монументальной цинковой скульптуры, к тому же множественные разрозненные осколки не поддавались атрибуции и не состыковывались в единую композицию. Решение вопроса о реставрации затянулось на долгие 50 лет. А в 2000 году было решено изготовить и установить на фасад бронзовую копию скульптуры Рубенса.

Начиная с 2012 года Государственный Эрмитаж проводит реставрационную программу по консервации всей шпиатровой скульптуры и замене ее на фасадах бронзовыми копиями. Самым значимым событием этой программы стало «возвращение» шпиатровой фигуры Рубенса, имеющей, пожалуй, самую трагическую судьбу.

Главным архитектором Государственного Эрмитажа Валерием Лукиным и научным сотрудником отдела истории и реставрации памятников архитектуры Татьяной Праздниковой выполнено эскизное предложение по музеефикации сохранившихся фрагментов скульптуры и на его основании разработан проект специального экспозиционного каркаса, при помощи которого разрозненные фрагменты собраны в единую монументальную композицию. Сохранившиеся шпиатровые осколки вмонтировали в сетчатый каркас, а утраты остались «полупрозрачными». Через 66 лет после падения выполненная таким образом музеефикация позволила реконструировать утраченные детали и дать вторую жизнь сохранившимся подлинным фрагментам скульптурного портрета Рубенса.

Уникальность работы с этой фасадной скульптурой — в комплексном подходе, основанном на этических нормах реставрации, научно-методических разработках, концептуально новом осмыслении пространственно-временных связей. Это выразилось в сохранении подлинной скульптуры, музеефикации и воссоздании утраченных элементов. Памятник, казалось бы обреченный на исчезновение, получил второе рождение и экспонируется в открытом хранении эрмитажного фондохранилища.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+