28 скульптур для фасадов здания Нового Эрмитажа были созданы по проекту и рисункам баварского архитектора Лео фон Кленце из шпиатра — смеси цинка и различных цинковых сплавов с добавлением меди и алюминия. Льют из шпиатра тонкие и особенно сложные произведения небольшого сечения: у него невысокая температура плавления (шпиатр дешевле бронзы), и он прекрасно заполняет формы. Созданные из шпиатра скульптурные портреты знаменитых мастеров прошлого, от Леонардо да Винчи до Рубенса, установили в нишах и на консолях музея в 1848–1850 годах. Со временем эти изображения стали такими же (ну или же почти такими же) эмблематическими символами главного российского музея, как и атланты.
В 1950 году с юго-западного угла здания упала скульптура, изображающая Рубенса. Простоявшая на гранитной консоли ровно 100 лет фигура сорвалась с крепления и, падая с высоты второго этажа, разбилась об асфальт. Ее фрагменты перенесли в реставрационную мастерскую для изучения материала, технологии изготовления и возможных методов реставрации. Тогда, в суровое послевоенное время, еще не было специалистов, имевших опыт реставрации монументальной цинковой скульптуры, к тому же множественные разрозненные осколки не поддавались атрибуции и не состыковывались в единую композицию. Решение вопроса о реставрации затянулось на долгие 50 лет. А в 2000 году было решено изготовить и установить на фасад бронзовую копию скульптуры Рубенса.
Начиная с 2012 года Государственный Эрмитаж проводит реставрационную программу по консервации всей шпиатровой скульптуры и замене ее на фасадах бронзовыми копиями. Самым значимым событием этой программы стало «возвращение» шпиатровой фигуры Рубенса, имеющей, пожалуй, самую трагическую судьбу.
Главным архитектором Государственного Эрмитажа Валерием Лукиным и научным сотрудником отдела истории и реставрации памятников архитектуры Татьяной Праздниковой выполнено эскизное предложение по музеефикации сохранившихся фрагментов скульптуры и на его основании разработан проект специального экспозиционного каркаса, при помощи которого разрозненные фрагменты собраны в единую монументальную композицию. Сохранившиеся шпиатровые осколки вмонтировали в сетчатый каркас, а утраты остались «полупрозрачными». Через 66 лет после падения выполненная таким образом музеефикация позволила реконструировать утраченные детали и дать вторую жизнь сохранившимся подлинным фрагментам скульптурного портрета Рубенса.
Уникальность работы с этой фасадной скульптурой — в комплексном подходе, основанном на этических нормах реставрации, научно-методических разработках, концептуально новом осмыслении пространственно-временных связей. Это выразилось в сохранении подлинной скульптуры, музеефикации и воссоздании утраченных элементов. Памятник, казалось бы обреченный на исчезновение, получил второе рождение и экспонируется в открытом хранении эрмитажного фондохранилища.