В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представили новый проект Жан-Юбер Мартена, беспрецедентный по размаху и замыслу. Задуманный вместе с московским музеем, он состоится в начале 2020 года под названием «Древние украли все наши идеи» (цитата из Марка Твена).
Жан-Юбера Мартена вряд ли надо представлять. Его яркие, порой экстравагантные выставочные проекты, максимально расширяющие границы того, что принято считать искусством, вызывают одновременно восхищение и критику как у прессы, так и у зрителя, каждый раз становясь заметным событием, куда ломится публика. Таким событием была и недавняя выставка «Карамболь» в Гран-пале в Париже. Как рассказала директор ГМИИ Марина Лошак, под сильным впечатлением от этой экспозиции она предложила Мартену что-то подобное сделать и в Москве.
Мартен связан с Россией большими знаковыми проектами. В легендарных уже «Москва — Париж» (1979) и «Париж — Москва» (1981) он выступал сокуратором, а в 2009 году был куратором основного проекта III Московской биеннале современного искусства, поэтому с воодушевлением подхватил идею Лошак.
Но почему этот проект нужно обсуждать настолько заранее, почти за три года до выставки?
Во-первых, к 2020 году главное здание музея закроется на реконструкцию, и куратор получит в свое распоряжение все пустующие залы, где останутся только цветаевские слепки, которые предполагается включить в экспозицию. Во-вторых, Мартену предстоит посетить множество столичных и провинциальных музеев для подбора экспонатов, причем музеев непрофильных и самых что ни на есть экзотических, если учесть, что речь идет о выставке в художественном музее. Это Геологический музей, Зоологический музей, Дарвиновский музей, петербургская Кунсткамера и другие этнографические музеи. Дело в том, что главная кураторская идея Мартена — свести в одном пространстве разные эпохи, культуры и цивилизации, произведения искусства и самые неожиданные артефакты.
«Мы все привыкли к тому, что выставки в музее делаются по историческому принципу, по правилам истории искусства, выработанным еще в XIX веке. Мне же хочется, чтобы зритель испытал эмоции, смотрел и размышлял, как это происходит в театре или на концерте. Мы же не приходим туда за информацией!» — говорит куратор. Именно с этой целью артефакты, подобранные в непрофильных собраниях, будут соседствовать с произведениями искусства разных эпох (живопись, графика, скульптура) из самого ГМИИ и других художественных музеев — как российских, так и западных.
Но это вовсе не значит, поясняет Мартен, что экспозиция станет чем-то вроде кабинета древностей и раритетов, которыми увлекались коллекционеры Европы и России прошлых веков. Все эти предметы из разных культур, цивилизаций и эпох: произведения искусства и артефакты из Африки и Океании, исламское и западноевропейское искусство — выстроят в четко продуманную драматургию, составленную пока что приблизительно из 30 самых разных визуально разворачивающихся историй. Это, например, пять чувств, переданных с помощью аллегорических (и не очень) произведений искусства, это война и смерть, красота и уродство, особенности карнавальной культуры и даже знаковые (то есть документальные) истории самого ГМИИ — от знаменитой выставки картин из Дрезденской галереи в 1955 году до «Декабрьских вечеров», идея проведения которых принадлежит Ирине Антоновой, фигура которой уникальна уже сама по себе.