18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Центр Помпиду всегда готов выйти на баррикады

№51
Материал из газеты

Национальный центр искусства и культуры в Париже отмечает свое 40-летие масштабной реконструкцией, порученной Ренцо Пьяно, и 75 выставками по всей стране

Центру Помпиду стукнуло 40, но кризис среднего возраста обошел его стороной. В честь круглой даты он запустил большой проект, рассчитанный на год: предметы из его собрания отправятся на 75 выставок в 40 городах и городках по всей Франции. Десять работ из Центра Помпиду прибудут в Музей Фабра в Монпелье на выставку Фрэнсиса Бэкона и Брюса Наумана. Также этим летом Бобур, как юбиляра называют в народе по названию квартала, где музей расположен, одолжит экспонаты на выставку, посвященную французскому скульптору Жермене Ришье в нормандском аббатстве Мон-Сен-Мишель. А еще пошлет картины и скульптуры Александра Колдера, Альберто Бурри и Лучо Фонтаны на Лионскую биеннале, организованную Эммой Лавинь, директором Центра Помпиду в Меце.

Здание парижского музея, открывшееся 31 января 1977 года, подлатают в честь юбилея: на реставрацию, порученную Ренцо Пьяно, одному из архитекторов музея, выделено €100 млн. Реконструкция, которая продлится с 2018 до 2020 года, затронет основные элементы конструкции здания, включая знаменитую лестницу из эскалаторов, змеевидно изгибающуюся на его фасаде. Масштабные работы профинансирует французское правительство, однако музей ищет дополнительных спонсоров, предусмотрительно готовясь к тому, что госфинансирование музеев может быть урезано, если на президентских выборах в мае победит Национальный фронт Марин Ле Пен. Президент Центра Помпиду Серж Лавинь уже высказал опасения по этому поводу в интервью газете Guardian. «Да, нам придется быть в оппозиции по отношению к любой власти, проповедующей невежество или консервативные взгляды в культуре, — заявил он. — В этом случае Центру Помпиду, как и всей французской культуре, придется вновь выйти на баррикады». 


«В последнее время Центр Помпиду превратился в памятник собственному престижу»

На объявленный в 1971 году правительством Франции архитектурный конкурс проектов нового большого культурного центра на территории плато Бобур в Париже была подана 681 заявка. Победил проект молодых Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса (совместно с Джанфранко Франкини и инженерами группы Ove Arup). Это был радикальный план «постройки для развлечений и культуры, своего рода машины, „информативного инструмента“» — так писали о нем сами архитекторы.

В Париже и за его пределами проект произвел эффект разорвавшейся бомбы: стеклянные стены и внешний скелет из элегантной литой стали, в котором обычно скрытые функции здания — лестницы, эскалаторы, трубопровод, градирни — беззастенчиво выставлены на передний план.

На возведение здания общей площадью 100 тыс. кв. м потребовалось еще пять с половиной лет, бесчисленное множество модификаций и 700 млн франков. Внутри и вокруг комплекса расположились Государственный музей современного искусства, Центр промышленного дизайна, огромная бесплатная справочная библиотека и Институт исследования и координации акустики и музыки (IRCAM), изучающий музыку с научной точки зрения.

Программа музея соответствовала радикальному духу здания. Первым ответственным за ее составление был шведский директор Понтус Хультен. Междисциплинарная с самого начала, она открылась выставками, посвященными Герхарду Рихтеру и Марселю Дюшану. За ними последовали новаторские групповые выставки, в частности четыре оригинальных обзора мирового авангарда: «Париж — Нью-Йорк» (1977), «Париж — Берлин» (1978), «Париж — Москва» (1979) и «Париж — Париж» (1981).  Бен Люк, Джулия Гальперин

Рем Колхас
Архитектор, основатель OMA Architects

Центр Помпиду стал, наверное, последним случаем, когда конкурс на дизайн музейного здания выиграл настолько радикальный и новаторский проект. Скорее, гипотеза. И для меня лично это было эйфорическое свидетельство того, что возможно в архитектуре. Это был совершенный проект, который, вместо того чтобы открыть новую эпоху, пожалуй, завершил старую.

Ханс Ульрих Обрист
Художественный директор Serpentine Galleries

Сейчас самое время воздать должное Ричарду Роджерсу и Ренцо Пьяно, но нельзя забывать и о Понтусе Хультене, потому что они неразрывно связаны: потрясающее здание и протрясающая программа периода, когда он работал в музее. Хультен мастерски использовал их видение здания как радикального события, здания как хеппенинга, он играл на здании как на музыкальном инструменте.

Филипп Паррено
Художник

В последнее время Центр Помпиду превратился в памятник собственному престижу. Когда я делал там свою выставку, было трудно даже подвинуть стенку, таким статичным он стал. Идея Пьяно и Роджерса заключалась в том, чтобы люди могли видеть, что находится внутри. Но со временем Центр Помпиду стал завешивать стекла, чтобы люди платили за вход внутрь, и это исказило первоначальный замысел.

Массимиллиано Джони
Художественный директор Нового музея, Нью-Йорк

Я лично полюбил Центр Помпиду прежде всего через книги и каталоги: «Париж — Москва», «Париж — Нью-Йорк» и так далее, которые до сих пор можно увидеть в библиотеке у любого человека с приличным чувством стиля и любовью к искусству. Это просто потрясающие книги. Как и каталог ретроспективы Дюшана. Я всегда проводил в книжных не меньше времени, чем в галереях.

Ренцо Пьяно
Архитектор

В 1977 году мы решили: музей должен быть открыт для всех. Сегодня мы сталкиваемся с обратной проблемой: некоторые институции стремятся функционировать скорее как социальное пространство, чем как место, где живет искусство. Конечно, мы сохраняем открытость и доступность, проповедовать которые начали 40 лет назад. Но сегодня нам все чаще приходится вставать на защиту тишины.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+