18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Тройственная геометрия

№51
Материал из газеты

Три парижские галереи одновременно показывают работы основателя группы «Креативная абстракция» и одного из прародителей оп-арта

Три маститые антикварные галереи объединили свои усилия, чтобы показать большую выставку, посвященную геометрической абстракции 1920–1950-х годов. Основой всех трех экспозиций станет фигура Огюста Эрбена, чьи работы хранятся в частной коллекции Джека Коуро. Экспозиция в Galeri Jean-François Cazeau посвящена личности самого коллекционера, бывшего близким другом художника, и включает архив документов, письма, а также рисунки Эрбена. Одновременно в галереях Le Minotaure и Alain Le Gaillard Эрбена из коллекции Джека Коуро покажут в окружении других художников, принадлежащих к кругу геометрической абстракции, среди которых Фернан Леже, Ласло Мохой-Надь, Леон Тутунджян, Жан Эльон, а также Этьена Беоти (Иштван Бети) и Франца Купки, особенно близких художнику.

Огюст Эрбен шел к собственному стилю извилистым путем, пройдя практически все модные в искусстве ХХ века «измы». Он увлекался импрессионизмом и фовизмом, пока на горизонте не замаячил кубизм, в котором он упражнялся до 1917 года, а после пришел к геометрической абстракции, применив новый подход не только в живописи, но и в рельефе. Впрочем, радикальная инновация не нашла отклика у публики, и вскоре он вновь взялся за холст и краски, начав работать в модном направлении «новая вещественность». И лишь в 1927 году Эрбен снова и уже навсегда вернулся к абстрактной живописи.

Под знаком расцвета геометрической абстракции прошли 1930-е годы: вместе с Тео ван Дусбургом, Наумом Габо и Жоржем Вантонгерло Эрбен основал группу «Креативная абстракция». Группа отличалась научным подходом к живописи. Художники следовали открытиям в области физики и оптики, изучавшим зрительное восприятие. Среди открытий группы были эффект мерцания и объемно-пластическое видение цвета.

Однако лишь в начале 1940-х Эрбен нашел неповторимый художественный язык, назвав его «пластический алфавит». Он разделил палитру на 26 основных цветов, каждый из которых соответствовал букве, ноте и геометрическим фигурам. Весь арсенал форм Эрбен свел к трем фигурам: кругу, треугольнику и прямоугольнику, создавая минималистичные симфонии.
Открытия Эрбена были востребованными в 1960-е годы в оп-арте, в частности в искусстве Виктора Вазарелли. Впрочем, фигура Эрбена долгое время оставалась в тени. В трех нынешних парижских экспозициях оригинальный стиль Эрбена заиграет новыми красками в диалоге с другими гениями абстракции. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+