На ярмарке искусства Arco, которая проходила в Мадриде с 22 по 26 февраля, чествовали Аргентину. В рамках параллельной программы состоялось несколько выставок аргентинского искусства. Присутствие этой южноамериканской страны будет заметным и на других знаковых художественных мероприятиях в нынешнем году: на Венецианской биеннале, на Documenta в Касселе и на Pacific Standard Time LA/LA в Южной Калифорнии. Впрочем, такое внимание вовсе не проявление внезапно возникшей моды, а результат последовательной работы группы спонсоров, кураторов, арт-дилеров и чиновников. Все они надеются, что их деятельность поможет вывести имена таких художников, как Луис Гарай, Диего Бьянки, Алехандра Зибер и Сол Пипкин на международный уровень наравне с Лилианой Портер и рожденным в Аргентине Лучо Фонтаной.
На протяжении десятилетий Аргентине приходилось бороться с экономической нестабильностью, стремительной инфляцией и социальным неравенством в условиях протекционистских режимов торговли. Избранный в 2015 году президент Маурисио Макри, ранее бывший президентом футбольного клуба «Бока Хуниорс» и мэром Буэнос-Айреса, шел на выборы с обещанием провести реформы и направить страну по курсу свободного рынка.
Важнейшая из обещанных реформ — это инвестирование в культуру как двигатель экономического развития. Макри обрел энергичного союзника в лице своего преемника на посту мэра Буэнос-Айреса Орасио Родригеса Ларреты. «Одна из моих главных целей… — способствовать развитию того, что я называю творческими или основанными на таланте индустриями», — сказал Ларрета в декабре на круглом столе Art Basel в Майами-Бич. Он запустил широкую программу по привлечению к искусству жителей бедных районов, в том числе привозит оперу в трущобы и рекламирует район искусств Ла-Бока.
Самая значительная часть проекта — сотрудничество Буэнос-Айреса с Art Basel в рамках новой инициативы ярмарки Art Basel Cities, о которой было объявлено этой осенью. Ларрета надеется, что благодаря опыту швейцарцев ему удастся поднять и поддерживать на высоком уровне арт-бизнес и туризм. Системные преобразования дополнит специальная программа публичных мероприятий, которая будет опубликована позднее в этом году.
«Зная историю [Буэнос-Айреса], его высокую культуру и тонкий вкус его жителей, я решил, что он будет прекрасной отправной точкой и испытательной площадкой для нашего проекта, который со временем может стать глобальным», — говорит директор международной ярмарки Art Basel Марк Шпиглер.
Art Basel отнюдь не делает шаг в пустоту. Буэнос-Айрес — трехмиллионный город с богатыми интеллектуальными и культурными традициями. В нем расположены десятки музеев и институций, многие из которых были созданы в последние 20 лет на базе уважаемых частных коллекций. В их число входят Музей латиноамериканского искусства Буэнос-Айреса (MALBA), основанный в 2001 году магнатом Эдуардо Костантини, и учрежденный Фондом Альдо Рубино в 2012 году Музей современного искусства Буэнос-Айреса (MACBA).
Несмотря на то что экономическое положение Аргентины не позволяло ей выходить на мировые рынки, искусство продолжало тихо процветать и в изоляции. «Это живая и уникальная сцена», — говорит дилер Нора Фиш, однако, по ее мнению, «существует дисбаланс между качеством и количеством создаваемых работ с одной стороны и местным художественным рынком с другой».
С коммерческой точки зрения выделяется ежегодная ярмарка arteBA, организуемая одноименным фондом. В этом году она состоится в 26-й раз и будет проходить с 24 по 27 мая. В среднем она привлекает около 100 тыс. посетителей, то есть больше, чем, например, Frieze London или Art Basel в Базеле. Генеральный менеджер фонда Хулия Конверти говорит о ярмарке: «У нас есть сотни активных аргентинских коллекционеров, а также большое число новых коллекционеров и нерегулярных покупателей». В ноябре организаторы запустили arteBAfocus — еще одно, небольшое мероприятие для местных галерей, которое, по словам Конверти, «произвело сильное впечатление».
И все же для роста рынка необходим внешний спрос. С этой целью правительство начало спонсировать участие дилеров в художественных ярмарках за пределами страны. «Аргентинским галереям было очень сложно выезжать за рубеж из-за курса песо по отношению к доллару», — замечает Наталия Слай из галереи SlyZmud, которая в декабре приняла участие в художественной ярмарке Untitled в Майами.
В прошлом году группа из 45 дилеров под руководством Орли Бенсакар (которая совместно со своей матерью Рут Бенсакар руководит основанной ею в 1965 году галереей Ruth Benzacar в Буэнос-Айресе) основала профессиональную ассоциацию под названием Meridiano.
Прежде всего они хотят добиться облегчения налогового режима в сфере торговли искусством. Этот вопрос уже находится на рассмотрении правительства, однако члены ассоциации считают, что это не единственное изменение, которое необходимо внести в законодательство.
Впрочем, стимуляция развития любой ценой может ослабить те самые элементы, из которых складывается уникальный местный контекст. На прошедшем в декабре круглом столе в Майами предприниматель, коллекционер и президент фонда arteBA Fundación Алек Оксенфорд говорил об «осторожном эксперименте», который сейчас ведется в городе. «Мы хотим осветить художественную сцену страны так, чтобы не повлиять на нее и не нарушить ее самобытность», — сказал он.