18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевр немецкого экспрессионизма ищут в России

Знаменитая картина немецкого экспрессиониста Франца Марка, которая была заклеймена нацистами как «дегенеративная» и считается без вести пропавшей, возможно, находится в России

«Башня синих лошадей» (1913) Франца Марка не появлялась на публике после знаменитой нацистской выставки «дегенеративного искусства» в Мюнхене в 1937 году. Однако кураторы выставки, которая открывается в Германии в марте, утверждают, что полотно вполне могло выжить.

Выставка организована как дань памяти утраченному шедевру, а также в надежде привлечь внимание общественности к исчезнувшей картине.

Работа была написана в канун Первой мировой войны. Шесть лет спустя картину, одно из лучших и программных творений радикального художника и организатора художественного объединения «Синий всадник», приобрела Национальная галерея Берлина. Творческая группа «Синий всадник» во главе с Францем Марком и Василием Кандинским считала синий цвет символом духовных стремлений и особо почитала лошадей и всадников, наделяя их религиозным подтекстом.

В 1936 году творчество Марка было объявлено нацистами «вырожденческим», и в следующем году «Башня синих лошадей» выставлялась в числе других заклейменных работ печально известной Мюнхенской выставки. Это привело к недовольству и протестам ветеранов войны: ведь Марк умер, сражаясь за Германию, в 1916 году. Картину изъяли с выставки, и в 1938 году она попала к известному любителю искусства Герману Герингу.

После поражения Германии в 1945 году полотно пропало без вести. Кураторы считают, что картина выжила, потому что есть несколько свидетельств очевидцев. Искусствовед Эдвин Редслоб, до войны возглавлявший департамент культуры правительства Германии, много лет спустя писал, что заметил картину в начале 1945 года на берлинской вилле Haus am Waldsee, где тогда проживал глава нацистского отдела кино. В 1961 году журналист Иоахим Навроцки рассказывал, что видел картину зимой 1948–1949 годов в расположенном по соседству здании молодежного центра, где раньше был дом начальника полиции графа фон Хельдорфа. В 2001 году Ян Алерс, обладатель богатой коллекции искусства немецких экспрессионистов, признался, что ему предложили купить картину, хотя ее так и не показали.

Катя Бломберг, организатор берлинской половины выставки, посвященной картине, считает, что полотно было захвачено советскими войсками после окончания войны и перевезено в Россию. И мирно пылится в одном из музейных запасников. Майкл Геринг, куратор мюнхенской части выставки, соглашается с коллегой, добавляя, что если картина находится не в России, «то где-нибудь в подвале или на чердаке в Германии».

Выставка, которая проводит параллели между современными работами и знаменитым полотном Франца Марка, будет проходить в двух местах: Новой пинакотеке в Мюнхене (городе, где был написан шедевр) и на вилле Haus am Waldsee к юго-западу от Берлина (там, где ее «видели»). Виктория Биншток и Норберт Биски — одни из 20 современных художников, которым предложили представить свое видение знаменитой картины, ее истории и культового статуса.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+