18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тоже придворный портретист

№51
Материал из газеты

Портрет ребенка, долгое время считавшийся произведением Антона Рафаэля Менгса, оказался работой шурина Гойи, Франсиско Байеу-и-Субиаса, придворного живописца Карла III. Личность девочки тоже удалось установить

Изучив недавно приобретенный далласским Музеем Мидоуза испанский портрет XVIII века, ученые заключили, что это работа кисти Франсиско Байеу-и-Субиаса (1734–1795), придворного живописца Карла III и шурина Франсиско Гойи. Ранее детский портрет, находившийся в частном собрании и за последние 80 лет выставлявшийся лишь дважды, долгое время считался произведением Антона Рафаэля Менгса, наставника Байеу.

Николь Ацбах, куратор Музея Мидуоза, рассказала, что новую атрибуцию холста произвели «ведущие специалисты по Байеу и Менгсу»: Артуро Ансон Наварро из Сарагосского университета, специализирующийся на творчестве Байеу, и эксперт по Менгсу Хавьер Хордан де Урриес из Королевского дворца в Аранхуэсе. «Оба они пришли к однозначному выводу, что это работа Байеу», — говорит она.

По мнению Ацбах, предыдущая атрибуция Менгсу возникла из-за тесных рабочих контактов между живописцами (именно он привез Байеу в Мадрид для совместной работы над росписью потолков в королевском дворце). Куратор также пояснила, что в этом портрете «просматривается неоклассический стиль Менгса, что позволило предположить его авторство».

Благодаря подписи на под­рамнике Ансону Наварро удалось установить личность модели. Ею оказалась Мария Тереза дель Кастильо. Исследование архивов XVIII века показало: во время работы над портретом (то есть между 1767 и 1770 годом) дочери маркиза было около семи лет. Имя ее отсутствует в более поздних документах, из чего можно заключить, что она не дожила до зрелого возраста, «а связи ее отца с королем объясняют, каким образом ему удалось заказать Байеу этот портрет», говорит Ацбах.

Это приобретение — особая удача Музея Мидоуза, поскольку за пределами Испании портретов кисти Байеу почти нет. Кроме того, он дополняет находящиеся в музее работы Гойи. Музей приобрел полотно на частных торгах испанского аукционного дома Alcalá. Картина в прекрасном состоянии: специалисты Alcalá очистили ее, чтобы черты модели были лучше видны. После покупки далласский музей отправил холст реставраторам из Художественного музея Кимбелла в соседнем Форт-Уорте, которые «слегка почистили его, чтобы сделать заметнее детали занавеса и пейзажа за окном».

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+