18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Тоже придворный портретист

№51
Материал из газеты

Портрет ребенка, долгое время считавшийся произведением Антона Рафаэля Менгса, оказался работой шурина Гойи, Франсиско Байеу-и-Субиаса, придворного живописца Карла III. Личность девочки тоже удалось установить

Изучив недавно приобретенный далласским Музеем Мидоуза испанский портрет XVIII века, ученые заключили, что это работа кисти Франсиско Байеу-и-Субиаса (1734–1795), придворного живописца Карла III и шурина Франсиско Гойи. Ранее детский портрет, находившийся в частном собрании и за последние 80 лет выставлявшийся лишь дважды, долгое время считался произведением Антона Рафаэля Менгса, наставника Байеу.

Николь Ацбах, куратор Музея Мидуоза, рассказала, что новую атрибуцию холста произвели «ведущие специалисты по Байеу и Менгсу»: Артуро Ансон Наварро из Сарагосского университета, специализирующийся на творчестве Байеу, и эксперт по Менгсу Хавьер Хордан де Урриес из Королевского дворца в Аранхуэсе. «Оба они пришли к однозначному выводу, что это работа Байеу», — говорит она.

По мнению Ацбах, предыдущая атрибуция Менгсу возникла из-за тесных рабочих контактов между живописцами (именно он привез Байеу в Мадрид для совместной работы над росписью потолков в королевском дворце). Куратор также пояснила, что в этом портрете «просматривается неоклассический стиль Менгса, что позволило предположить его авторство».

Благодаря подписи на под­рамнике Ансону Наварро удалось установить личность модели. Ею оказалась Мария Тереза дель Кастильо. Исследование архивов XVIII века показало: во время работы над портретом (то есть между 1767 и 1770 годом) дочери маркиза было около семи лет. Имя ее отсутствует в более поздних документах, из чего можно заключить, что она не дожила до зрелого возраста, «а связи ее отца с королем объясняют, каким образом ему удалось заказать Байеу этот портрет», говорит Ацбах.

Это приобретение — особая удача Музея Мидоуза, поскольку за пределами Испании портретов кисти Байеу почти нет. Кроме того, он дополняет находящиеся в музее работы Гойи. Музей приобрел полотно на частных торгах испанского аукционного дома Alcalá. Картина в прекрасном состоянии: специалисты Alcalá очистили ее, чтобы черты модели были лучше видны. После покупки далласский музей отправил холст реставраторам из Художественного музея Кимбелла в соседнем Форт-Уорте, которые «слегка почистили его, чтобы сделать заметнее детали занавеса и пейзажа за окном».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+