Назвать внушительный (500 страниц) фолиант Heads and Tails / Tales and Bodies (игра слов, буквально в переводе с английского «головы и хвосты — истории и тела») каталогом было бы не совсем правильно. Хотя формально он и есть каталог — выставки «Наметив контуры резцом… Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени», прошедшей в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в рамках Года Греции — России.
Книга включает в себя все 223 экспоната (197 монет, 26 образцов мелкой пластики, керамики и торевтики); как и полагается в каталоге, каждый из них снабжен необходимыми данными: аверс-реверс, датировка, размеры, провенанс, рекомендуемая литература. И чтобы оценить уникальность этого впечатляющего тома, изданного греческим Фондом содействия социальным и культурным программам (КИКПЕ), надо вернуться к самой выставке, собранной из вещей коллекции Пушкинского музея и афинского Музея Бенаки.
«Идея совместной нумизматической выставки возникла еще в 2012 году, — рассказал Сергей Коваленко, заместитель заведующего отделом нумизматики ГМИИ. — А позже, когда началась уже непосредственная работа над ней и греческие коллеги приехали и увидели наши античные залы со слепками, возникла мысль отказаться от стандартной практики музейного показа нумизматики и подать ее как памятник искусства. Выставленная среди слепков и античной мелкой пластики, она заиграла: те же позы, композиции».
Убедиться в этом читатель может благодаря десятку цветных фотографий с выставки, приведенных в конце каталога. Тема исследования при таком подходе тоже напрашивалась сама собой — изображение человека в миниатюрной пластике в разные эпохи, от Античности, Византии, средневековой Европы и исламского мира до Ренессанса и неоклассицизма.
В каталоге, над которым работали ведущие археологи и музейщики с греческой и российской сторон, сохранены разделы выставки: «Боги и герои», «Человеческий фактор», «Метаморфозы и персонификации», «Человеческие формы и художественные вызовы», «Распространение традиции антропоморфных изображений».
На этом выставочная история заканчивается, и начинается другая.
Тот, кто обычно в музеях лишь мимоходом, переходя из зала в зал, скользит взглядом по стендам с монетами и всякой другой мелочью, здесь откроет для себя неизведанный мир. И удивится тому, что монеты не только ценнейший исторический документ, но и большое искусство. Пусть и в миниатюре. Что оно, как и искусство больших форм, реагирует на смену вкусов и стилей: обнаженные тела идеальных пропорций на античных монетах с приходом христианства сменяются сложными драпировками, скрывающими любые намеки на телесность, объем и пластика уступают место геральдической графичности в раннем Средневековье. Гравер, ограниченный резцом и крохотным пространством, точно так же, как живописцы или скульпторы, стремился к портретному сходству исторических личностей, давал волю фантазии, изображая мифических персонажей или окружающий мир. И даже подражал великим мастерам своего времени.
Все это понимаешь, взяв в руки каталог, который именно с этой целью начинается с подборки великолепных цветных фотографий отдельных многократно увеличенных экспонатов: монет, мелкой античной пластики, фаюмских портретов и византийских икон. Даже мозаики дают материал для сравнения и обнаружения сходства, порой самого неожиданного. Дальше читателя ждут историко-художественные комментарии, написанные живым (к счастью!), а не научным языком. А в конце каталога собраны статьи российских и греческих исследователей на тему человека в искусстве разных эпох — от первобытной до наполеоновской.