18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Размер не имеет значения

№51
Материал из газеты

Каталог к выставке в Пушкинском музее «Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени» дает уникальный шанс открыть для себя целый пласт искусства, неочевидный из-за своего формата

Назвать внушительный (500 страниц) фолиант Heads and Tails / Tales and Bodies (игра слов, буквально в переводе с английского «головы и хвосты — истории и тела») каталогом было бы не совсем правильно. Хотя формально он и есть каталог — выставки «Наметив контуры резцом… Человек и его изображение в памятниках нумизматики от Античности до Нового времени», прошедшей в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в рамках Года Греции — России.

Книга включает в себя все 223 экспоната (197 монет, 26 образцов мелкой пластики, керамики и торевтики); как и полагается в каталоге, каждый из них снабжен необходимыми данными: аверс-реверс, датировка, размеры, провенанс, рекомендуемая литература. И чтобы оценить уникальность этого впечатляющего тома, изданного греческим Фондом содействия социальным и культурным программам (КИКПЕ), надо вернуться к самой выставке, собранной из вещей коллекции Пушкинского музея и афинского Музея Бенаки.

«Идея совместной нумизматической выставки возникла еще в 2012 году, — рассказал Сергей Коваленко, заместитель заведующего отделом нумизматики ГМИИ. — А позже, когда началась уже непосредственная работа над ней и греческие коллеги приехали и увидели наши античные залы со слепками, возникла мысль отказаться от стандартной практики музейного показа нумизматики и подать ее как памятник искусства. Выставленная среди слепков и античной мелкой пластики, она заиграла: те же позы, композиции».

Убедиться в этом читатель может благодаря десятку цветных фотографий с выставки, приведенных в конце каталога. Тема исследования при таком подходе тоже напрашивалась сама собой — изображение человека в миниатюрной пластике в разные эпохи, от Античности, Византии, средневековой Европы и исламского мира до Ренессанса и неоклассицизма.

В каталоге, над которым работали ведущие археологи и музейщики с греческой и российской сторон, сохранены разделы выставки: «Боги и герои», «Человеческий фактор», «Метаморфозы и персонификации», «Человеческие формы и художественные вызовы», «Распространение традиции антропоморфных изображений».

На этом выставочная история заканчивается, и начинается другая.

Тот, кто обычно в музеях лишь мимоходом, переходя из зала в зал, скользит взглядом по стендам с монетами и всякой другой мелочью, здесь откроет для себя неизведанный мир. И удивится тому, что монеты не только ценнейший исторический документ, но и большое искусство. Пусть и в миниатюре. Что оно, как и искусство больших форм, реагирует на смену вкусов и стилей: обнаженные тела идеальных пропорций на античных монетах с приходом христианства сменяются сложными драпировками, скрывающими любые намеки на телесность, объем и пластика уступают место геральдической графичности в раннем Средневековье. Гравер, ограниченный резцом и крохотным пространством, точно так же, как живописцы или скульпторы, стремился к портретному сходству исторических личностей, давал волю фантазии, изображая мифических персонажей или окружающий мир. И даже подражал великим мастерам своего времени.

Все это понимаешь, взяв в руки каталог, который именно с этой целью начинается с подборки великолепных цветных фотографий отдельных многократно увеличенных экспонатов: монет, мелкой античной пластики, фаюмских портретов и византийских икон. Даже мозаики дают материал для сравнения и обнаружения сходства, порой самого неожиданного. Дальше читателя ждут историко-художественные комментарии, написанные живым (к счастью!), а не научным языком. А в конце каталога собраны статьи российских и греческих исследователей на тему человека в искусстве разных эпох — от первобытной до наполеоновской. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+