18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Культура в ожидании двенадцатого имама

Искусствоведам бывает непросто определить, какое именно течение ислама нашло отражение в том или ином памятнике искусства либо архитектуры. Основное различие в том, что шииты верят, что духовными  преемниками пророка Мухаммеда являются его зять Али и его потомки-имамы, а не выборные халифы, авторитет которых признают сунниты.

Шиизм господствует в Иране, на юге Ирака и на Деканском плоскогорье в Индии. Большинство шиитов относятся к «двунадесятникам»: они верят, что на Земле было 11 имамов, а 12-й имам, известный как Махди, еще только должен прийти. Картина осложняется тем, что последователи седьмого имама Исмаила откололись от основной части шиитов. Фатимиды, которые правили Египтом в 969–1171 годах, были исмаилитами; кроме них, к этому течению относятся современные последователи Ага-хана, но бóльшая часть остальных шиитов — двунадесятники. Ученые активно интересовались Фатимидами (заслуга лондонского Института исследований исмаилизма), но другим течениям внимания уделялось мало. На Западе нет ни одной доступной книги об искусстве и архитектуре двунадесятников. Единственное, что отчасти заполняет эту лакуну, — сборник докладов конференции в Музее Ашмола в 2006 году The Art and Material Culture of Iranian Shi’ism (Искусство и материальная культура иранского шиизма). Теперь к этому изданию прибавилось исследование об искусстве двунадесятников Джеймса У. Аллена, бывшего куратора восточного искусства в Музее Ашмола. Автор включил в рассмотрение Индию, поскольку шиизм на Декане появился в основном благодаря персидским корням Великих Моголов. Обычно роль Индии в шиитском искусстве обходят стороной.

Шиизм всегда славился своей эзотеричностью, поскольку Али не упоминается в Коране и информацию о нем приходится искать в аллюзиях и толкованиях. Олег Грабарь предложил различать работы, которым принадлежность к тому или иному течению внутренне присуща (например шиитские склепы), и работы, снабженные надписями или посвящениями, указывающими на направление ислама, к которому относится объект исследования. Почитание мощей и реликвий — самое характерное внешнее проявление шиизма. Сунниты в теории не поощряют памятники и погребальные обряды. Именно поэтому многие захоронения на территории Саудовской Аравии были уничтожены. Правда, людям, по-видимому, свойственно искать контакт с божествами, и поэтому в мусульманском мире есть немало местных святых, а, например, в Египте многие популярные суннитские верования имеют шиитское происхождение. Память о предках часто лежит в основе традиций шиитов: у них принято разыгрывать события Кербельской битвы или смерть Али и его сыновей. Представления организуются на аренах с местами для зрителей. В этой традиции находит выражение культ мученичества, присущий Ирану. Кроме того, шииты одобряют самозащиту, доходящую до насилия в случае, если это необходимо. Дело в том, что они почувствовали себя в Иране уверенно только после прихода к власти Сефевидов в 1501 году. Одна из важнейших тем книги — паломничество. Большинство шиитских склепов находится в Ираке, и только один крупный памятник, связанный с Кербельской битвой, — в иранском Мешхеде. Аллан задается вопросом о типично шиитских сочетаниях архитектурных элементов и приходит к выводу, что не только склеп с часто позолоченным куполом, но и дополнительные залы и портики вокруг него — это и есть архитектура, присущая исключительно шиитам. В комплекс мемориальных элементов он включает и минареты, однако решение это спорное.

Что касается содержимого склепов, то обычно в них много тканей, керамики и изделий из металла. Их часто приносили в дар правители, в первую очередь Сефевиды. Аллан спорит с утверждением Оливера Уотсона о том, что вся керамика кашани была создана шиитскими мастерами и предназначалась для погребений, допуская возможность использования кашани в светских целях, хотя материальных свидетельств об этом почти не осталось: светские сооружения хуже сохраняются, потому что их разграбляют чаще, чем религиозные памятники.

Упоминает автор и гипотезу Кейджера-Смита: внимание шиитов к керамике вызвано интересом к алхимическим текстам, в которых обсуждается возможность превращения керамики в золото. Возможно, в этой связи стоило бы упомянуть Египет эпохи Фатимидов, хотя это и увело бы автора от основной темы. Джонатан Блум, крупный специалист по культуре Фатимидов, полагает, что египетская керамика могла появиться благодаря иракским мастерам, которые искали убежища в Египте. Правда, обычно бывает нелегко идентифицировать отдельные предметы как шиитские, если на них нет соответствующих надписей, хотя многие артефакты, например Зульфикар, меч Али с раздвоенным лезвием, тесно связаны с историей имамата.

Аллан уделяет внимание изображениям львов и рук, которые широко распространены в исламском искусстве, но имеют особое значение именно для шиитов. Он останавливается на нескольких направлениях в искусстве, связанных с шиизмом. В первую очередь это фигуративное искусство, возможность которого связана с тем, что шиитам позволено изображать наследников Али, особенно если это мученики, павшие за веру. Это объясняет существование противоположных взглядов на исламское искусство, которое одни считают строго абстрактным, а другие — во многом фигуративным. Али и его сыновей Хасана и Хусейна часто рисовали в рукописях как героических воинов, похожие изображения можно найти и в современном шиитском мире, который без опаски относится к фотографиям и постерам. Впрочем, Аллан не навязывает читателю свое объяснение, поскольку фигуративное искусство появляется и в других частях исламского мира, относящихся к другим течениям. Есть и еще одно важное направление шиитского ремесленного искусства — стальные украшения для склепов, от маленьких замочков до тяжелых защитных решеток. Сталь также использовалась для изготовления знамен. Будучи ведущим специалистом по исламским изделиям из металла, Аллан подробно рассказывает о шедеврах, которым редко уделялось внимание.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+