18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Топ–10 самого дорогого русского искусства 2013 года

Русское искусство в трактовке мирового рынка поделено на две части: космополиты-эмигранты и художники из-за железного занавеса. Если интерес к первым (Кандинский, Гончарова, Шагал) регулярно прослеживается у западных коллекционеров, то остальным нужно место себе завоевывать. Ввести очередную главу истории русского искусства в международный контекст можно, но посредством крепких международных проектов, как это было с «Бубновым валетом» (выставки в Монако, Бильбао и Лондоне); правда, инициатива тогда больше исходила не от государства, а от частных владельцев, крупных бизнесменов. Просматривается тенденция: русское искусство хотят собирать, но в него не готовы вкладывать. Закулисные игры вроде покупки Фалька и Кончаловского на Sotheby’s незадолго до аукциона в ноябре играют только против отечественных авторов, не позволяя им добираться до серьезных публичных продаж и попадания в рейтинги. А ведь до тех пор, пока наши художники не выйдут за барьеры русских торгов, массового внимания зарубежных коллекционеров ожидать не приходится: русских будут покупать русские. И у русских.
1. Василий Кандинский
Эскиз импровизации № 3
Отражает ли 28-е место Кандинского вообще место России в мировой художественной иерархии (следующий, Марк Шагал, находится на 30-м месте, а третий, Казимир Малевич, — уже на 88-м)? Притом что $7,6 млн на аукционе — это очень крепкий мировой показатель, количество успешных торгов в топ-сегменте (32) оставляет желать лучшего.
2. Марк Шагал
Три акробата
30-е место Шагала обеспечили 52 проданные работы. Правда, средняя стоимость почти в два раза ниже, чем у Кандинского. Добавим, что у Малевича всего две успешные продажи в премиум-секторе, однако их средняя величина составляет $38,6 млн. Несмотря на продажув 2012 году одной работы Шагала с отрицательной капитализацией ($2,1 млн после покупки за $2,9 млн), рынок продолжает верить в художника. Либо не заметил статистики.
3. Василий Кандинский
Черное и фиолетовое
См. выше.
4. Николай Рерих
Madonna Laboris (Труды Богоматери)
Те же две проданные работы, что и у Малевича, однако лишь 229-е место при средней стоимости в 7,8 млн. Остается лишь гадать, что случится, когда Николай Константинович и Казимир Северинович начнут стабильно выходить топработами на аукционные торги.
5. Роберт Фальк
Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая
Выше $2,6 млн работы Фалька никогда официально не продавались. Отсюда и отсутствие в нашем зачете. Однако это не помешало его картине стать громким событием на рынке (не в последнюю очередь «громкость» была повышена снятием с аукционных торгов). Домыслы,предполагалась ли вообще публичная продажа художника «Бубнового валета» или торги были заявлены, чтобы привлечь внимание конкретного коллекционера и ускорить продажу, останутся домыслами.
6. Василий Кандинский
Осенний этюд с лодками
См. выше.
7. Петр Кончаловский
Семейный портрет в мастерской
Вторая после Фалька частная продажа путем снятия с аукционных торгов также случилась с художником, который не попадает в аукционный топ из-за недобора показателей продаж. Ситуация типичная. Публичный художественно-коммерческий проект под названием «Фонд Петра Кончаловского» в последние годы отчаянно наверстывал упущенное художником за годы за железным занавесом: несколько ретроспективных выставок в России, участие в экспозициях «Бубнового валета» за рубежом — все это привело к повышению капитализации Кончаловского. Достаточно вспомнить, как в 2010 году было  объявлено о продаже двух работ за $7 млн и $7,5 млн. Однако, похоже, посещение Владимиром Путиным выставки в Третьяковской галерее сыграло с Кончаловским злую шутку: из запланированных шести лотов спустя неделю снято с ближайших торгов (выкуплено по цене, привлекательной для владельца) было четыре. Вроде всем хорошо — а художник недополучил желаемую статистику, обещавшую вывести его в русский топ.
8. Илья Машков
Натюрморт с фруктами
Машков, как и Кончаловский, был впервые представлен западной публике на должном уровне не так давно, менее десяти лет назад, благодаря выставкам Russia! (2005–2006, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк и Бильбао) и From Russia (2008, Королевская академия художеств, Лондон). Однако ж дела у Ильи Ивановича, друга и соратника Петра Петровича, с официальными продажами и лучше, и прозрачнее. Классический машковский Натюрморт с фруктами сорвал аплодисменты на русских торгах Christie's в Лондоне в июне, а экспрессивные Купальщицы добились оваций в собственный адрес там же, только в ноябре. Несмотря на всего три работы в нашем брутто-зачете, средняя стоимость картины Машкова в $5,9 млн выглядит серьезной заявкой на положительную динамику и в будущем.
9. Илья Машков
Купальщицы
См. выше.
10. Марк Шагал
Животное в цветах
См. выше.

Два имени на четыре продажи. Предполагаем, семья Нахмад по итогам 4-летнего владения Кандинским предпочла бы другие варианты заработка, знай о результатах вложения $17 млн заранее. Заметим, что передерживать русских художников дольше 20 лет уместно лишь в случае, если работа досталась по очень низкой стоимости. Понятно, почему западные инвесторы предпочитают нашим художникам мировые имена (читай: более маркетингово агрессивные). Русские авторы пока не готовы служить основным активом инвестиционных вложений, однако могут стать венчурной (непрогнозируемой) частью  диверсифицированного портфеля, скажем на уровне 10–15%, вместе с искусством других стран с развивающимся арт-рынком, Индией и Бразилией. Пока место большинства наших художников именно там, и не стоит обижаться на иностранцев. Они лишь смотрят на цифры — равно как и мы сейчас.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+