Женская мода давно вышла за пределы модных дефиле и журналов и заняла свое место в музейных залах в виде выставок отдельных дизайнеров или экспонатов, создающих образ эпохи. Исторический же музей всерьез взялся за мужскую моду, представив выставку «Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII — начала ХХ века». Образ красавца создадут более 600 предметов из коллекции самого Исторического музея, а также Государственного музея А.С.Пушкина, Государственной исторической библиотеки, Российской государственной библиотеки и Фонда Александра Васильева (Вильнюс). Это мужские костюмы и нижнее белье, украшения и аксессуары, средства по уходу за внешностью, картины, гравюры, фотографии, карикатуры, журналы и книги.
Как выглядели русские модники, можно увидеть благодаря отличной подборке живописи: из XVIII века — портрет князя Алексея Куракина работы Жана Луи Вуаля; портреты Петра Чаадаева кисти Шандора Козина и графа Владимира Орлова-Давыдова (работы Кристины Робертсон) представляют XIX век; за начало прошлого столетия отвечают портрет князя Владимира Голицына, написанный Валентином Серовым, и портрет графа Сергея Зубова — единственная в отечественных музеях работа итальянца Джованни Больдини (ГИМ).
По словам куратора выставки, научного сотрудника Исторического музея Натальи Виноградовой, музей не планировал показывать последовательное развитие мужской моды. История, представленная здесь, дискретна и состоит из трех основных частей. «Куртуазность» — это мир манерных щеголей, петиметров второй половины XVIII века, когда следование европейской моде стало обязательным. Моду более раннего времени, особенно эпохи Петра I, оставили за рамками выставки, поскольку европейский костюм тогда внедрялся практически принудительно и пышность придворного платья в России начала XVIII века демонстрировала, скорее, не вкус, а социальный статус владельца.
Вторая часть, «Дендизм: русские образы», посвящена первой трети XIX столетия и своим названием подчеркивает тот факт, что денди как таковые в России того времени не существовали. Это в Европе буржуа Джордж Браммел стал эталоном элегантности для аристократии и диктовал высшему обществу (и даже королю) новый — сдержанный и в покрое, и в цветовой гамме — стиль мужской одежды, близкий набирающему силу классу буржуазии. В России же дендизм был, скорее, игрой без какого-либо социального содержания: право носить модный костюм оставалось за аристократией, хотя следовать европейской моде теперь могли не только придворные, но и все дворянство. Русская мужская мода того времени по-прежнему жестко регламентирована, фрак только завоевывает официальное признание, и мундир — военный или относящийся к гражданскому ведомству — все еще считается наиболее подобающей одеждой мужчины.
Третий раздел — «Декаданс». Здесь речь идет о попытках русских художников начала ХХ века, увлеченных образами прошлого, уйти от современной им типовой, «мещанской» одежды и вернуться к стилю любимой эпохи, XVIII — началу XIX века, с ее более яркими мужскими костюмами, макияжем, мушками и духами. За современность на выставке отвечают молодые дизайнеры из Британской высшей школы дизайна, а за парфюмерию — мужской аромат от компании Selection Exellence.
Роскошные камзолы и парики, важность пуговиц в мужском костюме, пряжки для туфель из невероятно модной граненой стали, учебник с 40 способами завязывания галстука и ноги как самая красивая часть мужского тела… Мужская мода в ГИМе — удивительное переплетение характеров и вкусов, демонстрации статуса, приверженности передовым взглядам и научно-техническому прогрессу. В общем, все то, что по-прежнему увлекает современных красавцев мужчин.
14 марта – 26 июня