18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Илеана Соннабенд, всегда делавшая рискованные ставки и ни разу не проигравшая

Выставка в МоМА посвящена легендарной галеристке ХХ века и ее художникам.

Илеане Соннабенд было восемь лет, когда во время семейной поездки в Вену она попала под чары искусства. Ее мать, не зная, что делать с ребенком, пока ходила по магазинам со своей старшей дочерью, оставляла Илеану в Музее истории искусств. «Я была буквально потрясена», — вспоминала Илеана впоследствии. Она часами простаивала перед картинами Арчимбольдо и Брегеля, но самое сильное впечатление на нее произвели Вела скес и Тициан. «Это был один из поворотных моментов в моей жизни».

Соннабенд ушла из жизни в 2007 году в возрасте 92 лет, и к тому времени у нее накопилось много воспоминаний о значимых событиях в своей жизни. Она всегда и во всем шла в ногу со временем. В конце 1950-х годов ее восхищали работы Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса. В 1960-е у себя в галереях она выставляла произведения Энди Уорхола и Роберта Морриса. Позже список художников, с которыми она работала, пополнился именами Джона Балдессари, Джеффа Кунса и Питера Хелли. «Удивительно, как она могла охватить столько поколений, — говорит Энн Темкин, куратор выставки Илеана Соннабенд. Посол модернизма, открывшейся в Музее современного искусства (МоМА)в НьюЙорке и посвященной коллекционерской и дилерской деятельности Соннабенд. —Она снова и снова пересматривала свои предпочтения: единственной константой было изменение».

Илеана Шапира родилась в 1914 году в Бухаресте в богатой семье еврейских промышленников. В 17 лет на званом обеде Илеана встретила будущего дилера Лео Кастелли, который ухаживал в то время за ее сестрой. Очарованная им Илеана в конце концов добилась своего: спустя год Лео стал ее мужем, преподнеся ей вместо обручального кольца картину Анри Матисса.

До 1941-го молодая пара жила в Европе, но затем, когда пришли нацисты, вынуждена была бежать из Парижа в Нью-Йорк. Однако в 1959 году семья распалась. Год спустя Илеана вновь вышла замуж, взяла фамилию Соннабенд и вернулась в Париж, где в 1962 году открыла свою галерею. Она по-прежнему продвигала американское искусство — Роя Лихтенштейна, Джима Дайна, Джорджа Сигала, — хотя в Европе оно не было на тот момент прибыльным. Тем не менее, когда Илеана открыла свою вторую галерею в Нью-Йорке, она не свернула с этого пути, теперь знакомя уже американцев с европейцами — итальянским художником греческого происхождения Яннисом Кунеллисом и другими художниками, представлявшими направление arte povera.

Илеана не боялась и эпатажа. В 1972 году она устроила выставку нью-йоркского художника Вито Аккончи под названием Seedbed, во время которой тот  мастурбировал, лежа под пандусом в галерее и через громкоговоритель озвучивая свои эротические фантазии о проходившей мимо публике.

На выставке собраны работы 40 художников, от классиков середины прошлого века, таких как Раушенберг и Джонс, до представителей актуального искусства, как Джефф Кунс и Мэл Бохнер. Идея заключалась в том, что каждая из этих работ впервые была представлена вниманию публики в одной из галерей Соннабенд либо в Европе, либо в НьюЙорке. «Здесь очень небольшая подборка, — говорит Темкин. — Это скорее похоже на стихотворение или эссе на тему, а могло бы быть толстенной книгой». — Пак Побрик
Музей современного искусства (МоМА)
Илеана Соннабенд. Посол модернизма

Нью-Йорк
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
2
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
3
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
6
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
7
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+