18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Илеана Соннабенд, всегда делавшая рискованные ставки и ни разу не проигравшая

Выставка в МоМА посвящена легендарной галеристке ХХ века и ее художникам.

Илеане Соннабенд было восемь лет, когда во время семейной поездки в Вену она попала под чары искусства. Ее мать, не зная, что делать с ребенком, пока ходила по магазинам со своей старшей дочерью, оставляла Илеану в Музее истории искусств. «Я была буквально потрясена», — вспоминала Илеана впоследствии. Она часами простаивала перед картинами Арчимбольдо и Брегеля, но самое сильное впечатление на нее произвели Вела скес и Тициан. «Это был один из поворотных моментов в моей жизни».

Соннабенд ушла из жизни в 2007 году в возрасте 92 лет, и к тому времени у нее накопилось много воспоминаний о значимых событиях в своей жизни. Она всегда и во всем шла в ногу со временем. В конце 1950-х годов ее восхищали работы Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса. В 1960-е у себя в галереях она выставляла произведения Энди Уорхола и Роберта Морриса. Позже список художников, с которыми она работала, пополнился именами Джона Балдессари, Джеффа Кунса и Питера Хелли. «Удивительно, как она могла охватить столько поколений, — говорит Энн Темкин, куратор выставки Илеана Соннабенд. Посол модернизма, открывшейся в Музее современного искусства (МоМА)в НьюЙорке и посвященной коллекционерской и дилерской деятельности Соннабенд. —Она снова и снова пересматривала свои предпочтения: единственной константой было изменение».

Илеана Шапира родилась в 1914 году в Бухаресте в богатой семье еврейских промышленников. В 17 лет на званом обеде Илеана встретила будущего дилера Лео Кастелли, который ухаживал в то время за ее сестрой. Очарованная им Илеана в конце концов добилась своего: спустя год Лео стал ее мужем, преподнеся ей вместо обручального кольца картину Анри Матисса.

До 1941-го молодая пара жила в Европе, но затем, когда пришли нацисты, вынуждена была бежать из Парижа в Нью-Йорк. Однако в 1959 году семья распалась. Год спустя Илеана вновь вышла замуж, взяла фамилию Соннабенд и вернулась в Париж, где в 1962 году открыла свою галерею. Она по-прежнему продвигала американское искусство — Роя Лихтенштейна, Джима Дайна, Джорджа Сигала, — хотя в Европе оно не было на тот момент прибыльным. Тем не менее, когда Илеана открыла свою вторую галерею в Нью-Йорке, она не свернула с этого пути, теперь знакомя уже американцев с европейцами — итальянским художником греческого происхождения Яннисом Кунеллисом и другими художниками, представлявшими направление arte povera.

Илеана не боялась и эпатажа. В 1972 году она устроила выставку нью-йоркского художника Вито Аккончи под названием Seedbed, во время которой тот  мастурбировал, лежа под пандусом в галерее и через громкоговоритель озвучивая свои эротические фантазии о проходившей мимо публике.

На выставке собраны работы 40 художников, от классиков середины прошлого века, таких как Раушенберг и Джонс, до представителей актуального искусства, как Джефф Кунс и Мэл Бохнер. Идея заключалась в том, что каждая из этих работ впервые была представлена вниманию публики в одной из галерей Соннабенд либо в Европе, либо в НьюЙорке. «Здесь очень небольшая подборка, — говорит Темкин. — Это скорее похоже на стихотворение или эссе на тему, а могло бы быть толстенной книгой». — Пак Побрик
Музей современного искусства (МоМА)
Илеана Соннабенд. Посол модернизма

Нью-Йорк
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+