Выставка в МоМА посвящена легендарной галеристке ХХ века и ее художникам.
Илеане Соннабенд было восемь лет, когда во время семейной поездки в Вену она попала под чары искусства. Ее мать, не зная, что делать с ребенком, пока ходила по магазинам со своей старшей дочерью, оставляла Илеану в Музее истории искусств. «Я была буквально потрясена», — вспоминала Илеана впоследствии. Она часами простаивала перед картинами Арчимбольдо и Брегеля, но самое сильное впечатление на нее произвели Вела скес и Тициан. «Это был один из поворотных моментов в моей жизни».
Соннабенд ушла из жизни в 2007 году в возрасте 92 лет, и к тому времени у нее накопилось много воспоминаний о значимых событиях в своей жизни. Она всегда и во всем шла в ногу со временем. В конце 1950-х годов ее восхищали работы Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса. В 1960-е у себя в галереях она выставляла произведения Энди Уорхола и Роберта Морриса. Позже список художников, с которыми она работала, пополнился именами Джона Балдессари, Джеффа Кунса и Питера Хелли. «Удивительно, как она могла охватить столько поколений, — говорит Энн Темкин, куратор выставки Илеана Соннабенд. Посол модернизма, открывшейся в Музее современного искусства (МоМА)в НьюЙорке и посвященной коллекционерской и дилерской деятельности Соннабенд. —Она снова и снова пересматривала свои предпочтения: единственной константой было изменение».
Илеана Шапира родилась в 1914 году в Бухаресте в богатой семье еврейских промышленников. В 17 лет на званом обеде Илеана встретила будущего дилера Лео Кастелли, который ухаживал в то время за ее сестрой. Очарованная им Илеана в конце концов добилась своего: спустя год Лео стал ее мужем, преподнеся ей вместо обручального кольца картину Анри Матисса.
До 1941-го молодая пара жила в Европе, но затем, когда пришли нацисты, вынуждена была бежать из Парижа в Нью-Йорк. Однако в 1959 году семья распалась. Год спустя Илеана вновь вышла замуж, взяла фамилию Соннабенд и вернулась в Париж, где в 1962 году открыла свою галерею. Она по-прежнему продвигала американское искусство — Роя Лихтенштейна, Джима Дайна, Джорджа Сигала, — хотя в Европе оно не было на тот момент прибыльным. Тем не менее, когда Илеана открыла свою вторую галерею в Нью-Йорке, она не свернула с этого пути, теперь знакомя уже американцев с европейцами — итальянским художником греческого происхождения Яннисом Кунеллисом и другими художниками, представлявшими направление arte povera.
Илеана не боялась и эпатажа. В 1972 году она устроила выставку нью-йоркского художника Вито Аккончи под названием Seedbed, во время которой тот мастурбировал, лежа под пандусом в галерее и через громкоговоритель озвучивая свои эротические фантазии о проходившей мимо публике.
На выставке собраны работы 40 художников, от классиков середины прошлого века, таких как Раушенберг и Джонс, до представителей актуального искусства, как Джефф Кунс и Мэл Бохнер. Идея заключалась в том, что каждая из этих работ впервые была представлена вниманию публики в одной из галерей Соннабенд либо в Европе, либо в НьюЙорке. «Здесь очень небольшая подборка, — говорит Темкин. — Это скорее похоже на стихотворение или эссе на тему, а могло бы быть толстенной книгой». — Пак Побрик
Музей современного искусства (МоМА)
Илеана Соннабенд. Посол модернизма
Нью-Йорк
До 21 апреля