18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Вставная челюсть» или фрагмент идеального города?

№51
Материал из газеты

Путеводитель «Москва: архитектура советского модернизма 1955–1991» противоречив так же,как архитектура этого периода

Да, это крайне эстетское издание. Книжный блок с серо-голубым обрезом, поставленный на ребро, повторяет пропорции модернистского дома-пластины. Возможно, на 100-граммовой мелованной бумаге его иллюстрации смотрелись бы четче. Но тогда книга объемом 330 страниц из-за тяжести могла окончательно потерять связь с заявленным жанром: перед нами справочник-путеводитель, а для его авторов Анны Броновицкой и Николая Малинина функционал издания остается важным.
До сих пор советская архитектура второй половины ХХ века не удостаивалась путеводителей, однако среди предшественников новой работы есть и популярный альбом Cosmic Communist Constructions Photographed Фредерика Шобена, и более серьезный «Советский модернизм 1955–1985» Феликса Новикова и Владимира Белоголовского.

Идеального адресата этой книги представить себе так же сложно, как и счастливого жителя социалистического города, что остался лишь в фильмах Хейфеца и Гайдая. За вычетом узкого круга профессионалов, найдется совсем немного тех, кто способен застыть в восторге перед девятым кварталом Новых Черемушек.

Существенное и эмпирически ясное отличие построек 1960-х и 1970-х годов от классицизма или модерна состоит в том, что большинству из нас приходилось или приходится в них жить. Здания этого времени часто идут под снос, и если в Москве или Берлине такое отношение еще объяснимо, то нелюбовь Чикаго или Бирмингема к этим домам вызвана не только идеологией. Вопросы сохранения наследия и градозащиты прочитываются как один из главных подтекстов этой книги. Многие защитники «старой Москвы» на дух не переносят архитектуру XX века, каждый раз припоминая любителям кинотеатра «Россия» руины Страстного монастыря или срытые до основания древние постройки на месте Кремлевского дворца съездов. В этой ситуации заставить людей принимать близко к сердцу судьбу недавно сгоревшего здания ИНИОН — задача практически невыполнимая.

Наша любовь к оттепельному зодчеству связана с «вчувствованием», по Вильгельму Воррингеру, и предполагает способность вообразить за поизносившимся за 40 лет фасадом высокие и прекрасные идеи.

В описании отдельных объектов авторы стараются избегать жестких стилистических определений и профессиональной архитектурной терминологии. Поэтому занимающие в книге по паре разворотов тексты о постройках (всего их 78, включая московское метро и Зеленоград) читаются легко, а многие сюжеты разветвляются. Так, говоря о здании РИА «Новости» на Зубовском бульваре и упомянув архитектуру соседствующих с ним Провиантских складов, авторы готовы выразить разницу между классицизмом и ампиром в одной емкой формуле и применить ее к современности.

Здесь можно с интересом наблюдать, как одни и те же архитекторы до 1956 года предлагали строить одно, а после — совершенно другое, оставаясь при этом в рамках единой профессиональной этики. И лучше любых описаний об этом говорят современные фотографии, специально сделанные Юрием Пальминым.

Теперь эту архитектуру положено любить хипстерам, не заставшим времен строительства коммунизма. Заново актуализировала вопрос отношения к наследию модернизма активная реконструкция московских улиц. Изменения на Новом Арбате вызывали недовольство коренных москвичей потому, что были обращены к идеальному образу города, который должен был возникнуть еще в 1970-х. Конференция, посвященная искусству этого периода и прошедшая в «Гараже» осенью 2015 года, называлась «Долгая счастливая жизнь» — и это уже давно не столько фильм Геннадия Шпаликова, сколько песня Егора Летова, меняющая эмоциональный знак на противоположный. Образцовый, по мнению авторов путеводителя, и едва ли не единственный случай реставрации архитектуры советского модернизма — ресторан «Времена года» в Парке Горького, ставший музеем «Гараж». Впрочем, применительно к этому зданию напрашивается вопрос Ролана Барта о корабле аргонавтов: он тот же или другой и до какой степени тот же?

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+