18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Паоло Вити, помогавший бизнесу поддерживать искусство

В возрасте 82 лет скончался тот, кто на протяжении трех десятилетий сначала в Olivetti, а затем в Fiat играл главную роль в организации выставок, поддержанных этими компаниями

Родившийся в марте 1935 года в городе Ла-Специя, Паоло Вити получил степень доктора наук по экономике в Венецианском университете и в 1956 году начал работать в компании Olivetti. Сначала в отделе маркетинга, потом дизайна, корпоративного имиджа и вопросов культуры. Спустя два года он возглавил этот отдел, где отвечал за повышение бюджетных ассигнований Olivetti на культуру, а в течение 1980–1990-х годов осуществлял надзор за многочисленными выставками, с которыми ездил по миру. «Кони площади Сан-Марко», «Сокровищница Сан-Марко в Венеции», «Леонардо: этюды к „Тайной вечере“ из королевской библиотеки Виндзорского замка», «Стекло кесарей», «Микеланджело — архитектор» вкупе с «Микеланджело — рисовальщик» — бесценные экспонаты перемещались, часто впервые, между крупнейшими мировыми центрами культуры, включая Милан и Флоренцию, Лондон, Амстердам, Париж, Барселону и Мадрид, Берлин, Кельн и Мюнхен, Вашингтон и Нью-Йорк, Торонто, Мехико, Сидней и Токио.

Сочетание качественного оформления и социально-культурной значимости проектов было основным принципом Olivetti в тот период. Помимо выставок, Вити принимал активное участие в поддержке нескольких государственных реставрационных проектов, на которые Olivetti выделяла огромное финансирование. Главными среди них были реставрации «Тайной вечери» Леонардо в Милане и фрески Мазаччо, Мазолино и Филиппо Липпи в капелле Бранкаччи во Флоренции.

В конце 1980-х именно Вити убедил руководство Olivetti предоставить серьезное начальное финансирование мультидисциплинарному проекту по каталогизации — и изданию — уцелевших изображений и документов из собрания римского мецената и коллекционера XVII столетия Кассиано даль Поццо. Позднее «проект Кассиано» смог привлечь финансирование из Фонда Гетти и от других благотворителей. Первый каталог собрания появился в 1996 году; с тех пор издано 26 томов, оставшиеся 9 должны выйти в свет до конца 2018 года. Без энтузиазма и веры Вити в проект на стадии его зарождения мало что из этого могло бы осуществиться.

В конце 1989 года Паоло Вити покинул Милан и стал директором отдела культурно-просветительской деятельности Палаццо Грасси (венецианский дворец был куплен компанией Fiat в 1983 году). В свой первый год работы в Fiat он организовал выставку «Лев Венеции», показанную в Британском музее (при финансовой поддержке Fiat) во время государственного визита руководства Италии в Великобританию. Но, возможно, больше всего деятельность Вити запомнилась организацией серии выставок на исторические и общекультурные темы («Кельты», «Этруски», «Греки на Западе» и «Майя»), а также «Леонардо и Венеция». После этой выставки, в 1999-м — в год, когда у Паоло Вити случился тяжелый инсульт, — последовала «Триумф барокко: архитектура в Европе», показанная в Турине, а затем в Северной Америке. Последние 17 лет жизни были для лишившегося способности говорить (но сохранившего свое уникальное чувство юмора) Вити тяжелым временем, несмотря на то что в своем доме в Мерано он был окружен заботой жены Франки.

Дизайнерское решение для большинства выставок, как в Olivetti, так и в Fiat, Паоло Вити заказывал у британского архитектора Алана Ирвина, результаты их совместной деятельности всегда восхищали многочисленных зрителей. «Из всех людей, с кем я сотрудничал, — вспоминает Ирвин, — никто не мог сравниться с Паоло, с его профессионализмом и пониманием сути. Дизайнерское решение было для него принципиально важным. Он считал успешной такую выставку, которая точно и интересно раскрывала тему, подкреплялась великолепным каталогом и, таким образом, рекламировала имя Olivetti, а позднее Fiat. Своей деятельностью он высоко поднял стандарты музейного дизайна и уровень межмузейной коммуникации, что стало, я думаю, самым значительным достижением его жизни».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+