18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Огюст Роден. Экспериментатор, которому скандал открыл дорогу к славе

№51
Материал из газеты

Ретроспектива в парижском Гран-пале к 100-летию со дня смерти мастера

Нынешний, 2017 год проходит под знаком Огюста Родена (1840–1917). Выставки, приуроченные к 100-летию со дня смерти отца современной скульптуры, открываются по всему миру и, конечно, на его родине. Самая масштабная — в парижском Гран-пале. Около 200 работ — скульптур и рисунков — самого Родена и десятка именитых гостей: тут и Бурдель с Альберто Джакометти, и Пабло Пикассо с Анри Матиссом, и даже Лучо Фонтана. Кураторы выставки, именитый специалист Антуанетта Ленорман-Ромен и директор Музея Родена Катрин Шевийо, ставят перед собой задачу не просто смахнуть пыль с вековых скульптур мэтра, но представить его наследие в новом свете, показав отголоски в произведениях художников XX века.

Смелые эксперименты Родена, говорят кураторы, каждый раз вызывали шок, эхо которого слышно по сей день. В 1890-х годах поводом для скандала стали его рисунки, а их выставка в Германии стоила графу Гарри Кесслеру — коллекционеру и меценату — кресла главы музея в Веймаре. Среди излюбленных сюжетов — обнаженное тело и архитектура, к обоим его пристрастил Клод Моне. «Он помог мне понять свет, ню, море и соборы», — говорил Роден про своего друга. А в 1900 году разразился еще один скандал: во время Всемирной выставки в Париже отвергнутый 60-летний скульптор выставил в своем павильоне на площади Альма гипсовые скульптуры, многие из которых так и остались незавершенными, в том числе теперь уже хрестоматийные «Врата ада». Монументальности классической скульптуры он предпочитал детали, точно так же как танцу — движение. Роден, подобно молодому Пикассо и Эдгару Дега, соблазнился выступлением в Париже японской гейши Садаякко. Танцующее тело завораживало скульптора. Айседора Дункан раздевалась перед ним не раздумывая, позировал ему и Вацлав Нижинский.

Отдельное место в рассказе об экспериментах Родена занимает фотография. Он был не только страстным коллекционером, но и использовал фото для подготовительной работы и как самостоятельный жанр. Снимки своих скульптур он ретушировал карандашом или красками. Этот роденовский метод позже перенял Генри Мур.

Неожиданной главой в творчестве Родена стали ассамбляжи, получившие известность уже после Второй мировой войны. Они не прошли мимо внимания авангардистов — Пикассо, Матисс и Йозеф Бойс создавали свои коллажи с оглядкой на Родена.
Впрочем, сам скульптор знал цену скандалу, поэтому, когда его «Мыслителя» называли «гориллой», а «Бронзовый век» подвергали расследованию, он не сильно расстраивался. «Моя репутация запятнана, — писал скульптор в своих дневниках в конце 1870-х годов. — Меня обвиняют в том, что я леплю прямо по модели, и даже в том, что я использовал труп! К счастью, у меня есть друзья, они — моя поддержка. Три долгих года полемики и споров. Я должен отстаивать свою честь. Но стоит признать, что скандал открыл мне двери к ус­пеху». 

Гран-пале
Роден
22 марта – 31 июля

Самое читаемое:
1
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
2
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
3
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
4
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
5
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
6
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+