18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Группировка ЗИП: безбашенные, тусовочные, пассионарные

№51
Материал из газеты

Художники превратили Московский музей современного искусства в одну огромную инсталляцию

Провести время на пляже, наблюдая за сладкой жизнью богемы, или потусоваться в баре теперь можно и в музее, на выставке группировки ЗИП. Краснодарские художники Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины давно стали участниками столичных выставок, однако персональную выставку в музее «зипы» покажут впервые. И это событие не только для художников, которые все еще числятся в категории «молодых», хотя за почти десять лет существования группировки за их плечами приличный запас выставок, премий (в 2012 году они получили «Инновацию») и номинаций.

Главное, что ЗИП пока не устали делать искусство с  драйвом, способным заряжать окружающих энергией. ЗИП — художники, для которых пассионарность и творческая независимость составляют художественную стратегию. Начали они с создания независимой выставочной площадки на краснодарском заводе измерительных приборов (отсюда и название группы). Затем организовали резиденцию «Пятихатка» и фестиваль стрит-арта «Может». Миссия культуртрегерства на этом не завершилась, и в Краснодаре возник институт современного искусства с «мимимишным» названием КИСИ (Краснодарский институт современного искусства), а потом и вовсе целый культурный центр «Типография», вместивший институт, арт-школы, галерею и резиденцию.

«Зипы» во многом близки художникам нью-вейва: особой легкостью бытия и юношеской беспечностью в создании искусства из подручных материалов. Однако если акции восьмидесятников зачастую выглядели как форменное хулиганство, то творческая активность ЗИП куда более благообразна. В чем-то их даже можно назвать наивными художниками, которые пытаются по мере сил изменить мир к лучшему. На городском фестивале в Нижнем Новгороде они пытались подружить жильцов старейшего дома, устроив дворовое чаепитие. На фестивале «Форма» пригласили горожан участвовать в создании проекта городской скульптуры.

«Зипы» во всем декларируют демократичность: делают искусство из собственной жизни и вовлекают в свои акции всех желающих. Их инсталляции напоминают соцсети, куда вывешивается дневник собственной жизни, где главное не арт-объекты, а инвайронмент, то есть создание особой художественной среды. И все, кто входит в эту среду, могут стать твоими друзьями, а то и соавторами.

Выставка в ММОМА — подробная история ЗИП. В здании музея в Ермолаевском переулке, перемещаясь с этажа на этаж, будет легко попасть в настоящее, прошлое и будущее группировки, каким они видят его сами. Весь музей превратится в одну огромную инсталляцию. В школьном автобусе, в бутафорском белом кубе, на пикнике или в краснодарском клубе можно будет не только изучить документацию творчества ЗИП, но и проникнуться той атмосферой, в которой сформировались художники. 

Московский музей современного искусства
Группировка ЗИП. Остановка «ДК ЗИП»
20 марта – 23 апреля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+