18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Африка в центре Парижа

№51
Материал из газеты

В парижском Гран-пале с 30 марта до 2 апреля в 19-й раз пройдет Art Paris Art Fair — самая демократичная из всех европейских художественных ярмарок искусства ХХ и XXI веков, одновременно локальная и глобальная

В этом году в ярмарке примут участие 130 галерей, которые представят на своих стендах искусство всех жанров: от живописи и рисунка до фото и дизайна. Временной охват — с начала XX века до сегодняшнего дня. География — 29 стран, хотя большинство по-прежнему за европейцами, в частности за французами. В отличие от других ярмарок, которые давно отказались от тематического подхода, предлагая все, что хорошо продается, на Art Paris каждый год чествуют искусство какой-нибудь страны или региона. В центре внимания уже побывали Россия, Китай и Южная Корея. В этом году это Африка.

Мода на традиционное африканское искусство захлестнула арт-рынок. Маски, фигуры, оружие, ритуальные предметы разных племен бодро продаются даже там, где, казалось бы, им не место — например, на парижской ярмарке современного искусства FIAС, куда подтягиваются и современные африканские художники. Все чаще проводятся тематические аукционы, а молодые специализированные ярмарки — «1:54» в Нью-Йорке и Лондоне и AkAA в Париже — привлекают к себе все большее внимание коллекционеров, да и выставочные проекты, в частности в Париже, подогревают интерес к африканскому искусству.

На Art Paris два десятка галерей с пропиской в Анголе, Камеруне, Кот-д’Ивуаре, Марокко, Нигерии, Сенегале, Тунисе и ЮАР везут современных звезд местной сцены. А на стендах европейских галерей можно найти тех, кто уже перерос континент, на котором родился. Всего на ярмарке представлено около 70 художников, происходящих из Африки. Автор гигантских настенных «ковров» из спрессованных алюминиевых крышек Эль Анацуи — один из самых влиятельных мастеров на африканском континенте, получивший в 2015 году спецприз Венецианской биеннале за вклад в искусство. На Art Paris его представляет лондонская October Gallery. Южноафриканец Уильям Кентридж, прославившийся анимационными фильмами и театральными экспериментами, считается вторым в рейтинге самых дорогих африканских художников. Первая строчка у Джули Мерету, ее работ на Art Paris нет, а Кентридж есть у уважаемой венской Galerie Ernst Hilger. Самый известный африканский фотограф, самоучка Сейду Кейта только что был удостоен большой ретроспективы в Гран-пале. Его черно-белые фотографии незнакомцев нужно искать на стенде парижско-брюссельской галереи Натали Обадиа. Конголезский художник Шери Самба (галерея Magnin-A) своей неплохой репутацией во Франции обязан куратору Жан-Юберу Мартену, который включает его работы в свои выставки аж с 1989 года, со времен «Магов земли» в Центре Помпиду. Картины Самба успели побывать и в Москве, опять же благодаря Мартену, когда тот курировал Московскую биеннале. Бенинца Доминика Зинкпе называют «африканским Баскиа», но цены на него несопоставимо меньше — до €15 тыс. (ARTCO Gallery, Omenka Gallery и Galerie Vallois). Будут на Art Paris и монографические стенды. Так, галерея Whatiftheworld из Кейптауна, эксперт по новому поколению южноафриканских художников, сделала ставку на Моха Модисакена, который будет представлять ЮАР на Венецианской биеннале в этом году.

Главный куратор Art Paris — Гийом Пен. Бывшего патрона Paris Photo пару лет назад призвали сформулировать концепцию неопределившейся ярмарки, и он направил ее интересы в регионы, что заметно даже по французским участникам. Силы между столицей и провинцией поделились почти поровну. Пен разыгрывает карту ярмарки-космополита, одновременно международной и местечковой, локальной и глобальной. Среди новичков этого года — галереи из Барселоны (ADN Galería), Мадрида (Galeria Alvaro Alcazar), Рима (Montoro 12), бельгийского Кнокке-Хейста (Galerie Guy Pieters). За французскую региональную сборную выступят также галерист из Лилля Седрик Баквиль и Galerie D.X из Бордо. Не желая включаться в заведомо проигрышную гонку с такими монстрами, как парижская FIAC, Гийом Пен старается держать Art Paris в стороне от мейнстрима, которому, как уверен куратор, подчинились крупнейшие мировые арт-ярмарки. Art Paris метит в клиентуру, которая FIAC не так интересна: начинающие коллекционеры или просто состоятельные интересующиеся, те, кто задумывается о покупке произведения искусства, но не знает, ни где, ни как его купить. Таких тут сразу берут в оборот.

Цены на Art Paris значительно ниже, чем на той же FIAC, а выбор свободнее, что сулит открытия, но может и не оправдать ожиданий. Тут уж как повезет. Ценник начинается от нескольких тысяч евро и редко перескакивает за миллион. Например, в районе €10 тыс. (самая ходовая цена на ярмарке) можно купить снимки 1930–1940-х годов Анри Картье-Брессона или Ман Рэя. За ту же цену продаются черно-белые картины живущего во Франции китайского писателя и художника, лауреата Нобелевской премии по литературе 2000 года Гао Синцзяня. Шведские академики наградили его за «горький взгляд на положение человека в современном мире». На его полотнах тот же взгляд, только без слов.

Российские художники и выходцы из стран СССР попадают в ценовую категорию менее €5 тыс. Антанас Суткус, снимавший на свой «Зенит» Жан-Поля Сартра в Литве, Леонид Борисов с «Черным квадратом с человеческим лицом» (2008) и Тимур Новиков, чьи картины в Париж прямиком с выставки из Лондона везет галерея White Space Gallery. В пределах €100 тыс. продаются как классики XX века (например, знаменитая геометрическая «Сидящая пара» (1972) британского скульптора Линна Расселла Чедвика, рисунки Сони Делоне и Александра Колдера или живопись французского немца, художника второй Парижской школы Ханса Хартунга, который представлен сразу двумя галереями — Galerie Michel Descours и Frans Jacob Fine Art), так и молодые звезды. Юный и буйный The Kid создает реалистичные скульптуры таких же «детей», как он сам, детей улиц и ночных клубов. От миллиона и выше придется заплатить за сюрреалистов — кубинца Вифредо Лама и чилийца Роберто Матту (Galerie Thessa Herold), а также за натюрморты 1960-х годов одного из лидеров мизерабилизма, француза Бернара Бюффе (Galerie DIL), чья ретроспектива только что с успехом прошла в Музее современного искусства города Парижа. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+