18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Трудности экспозиции

№51
Материал из газеты

Мы выбрали самые трудные и нестандартные из свежих экспозиционных решений, принятых российскими музеями в ситуации, когда надо показать нечто хрупкое, нестандартное или недоступное

Создавая экспозицию, выставочную или музейную, ее авторы сталкиваются со многими проблемами презентации объекта. Сохранность раритета — показать, не повредив, — безусловно, главная из них, но не единственная. Как продемонстрировать уникальность произведения, заставить взгляд задержаться на нем, представить то, что выставить в помещении нельзя, — эти вопросы приходится решать на каждом шагу. Чаще традиционными способами, но иногда изобретая неожиданный ход. В XIX столетии прусский король построил для Пергамского алтаря отдельный музей. В конце XX века расширили зал Третьяковки, чтобы показать «Принцессу Грезу». В Историко-краеведческом музее города Королева освободили зал ради шестиметровой стенописи Василия Маслова. В Московском музее современного искусства (ММОМА) выставили рядами десятки пишущих машинок, и они сложились в драматический рассказ об истории отечественной литературы. TANR выбрала самые трудные и нестандартные из свежих экспозиционных решений.

1. Налатник царя Михаила Романова. Первая треть XVII века. Музеи Московского Кремля

Только что отреставрированный единственный в своем роде налатник (церемониальная одежда) Михаила Федоровича долгое время украшал Оружейную палату, это сказалось на его состоянии. «Свет — основной враг старинного текстиля, — объясняет заведующая сектором тканей Светлана Амелехина. — Под воздействием света разрушению подвергаются не только волокна тканей, но и большинство органических красителей. Произведение необратимо теряет свой цвет». Это касается всех исторических костюмов — на выставке «Роскошь ар деко» посетители даже сетовали на недостаток освещения в Одностолпной палате, но экспонирование старинного художественного текстиля возможно лишь при слабой освещенности и недолго. Чем древнее текстиль, тем короче период экспонирования. Помимо этого, по словам Амелехиной, «перепады влажности и температуры губительно сказываются на состоянии волокон тканей и меха, могут приводить к окислению и патинированию серебряных нитей, использованных в парчовых тканях и драгоценных вышивках». А налатник вышит весь. Поэтому при реставрации ветхий 400-летний малиновый атлас перекрыли, как пленкой, тонированным шелковым газом. Ювелирно вырезанный и невидимый глазу газ защищает и вышивку. Как только будет готова конструкция с постоянным микроклиматом, налатник вернут в экспозицию.

2. Египетская погребальная пелена. II век н. э. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Недавняя реставрация погребальной пелены с изображением женщины и мальчика увенчалась успехом, и в конце 2016 года она была выставлена. Планшет с пеленой с постоянными климатическими условиями внутри расположен почти вертикально, но не совсем. «Вертикальное экспонирование требовало бы использования креплений, которые могли бы повредить ткань. А несмотря на то, что красочный слой был укреплен реставраторами, постоянное нахождение в вертикальном положении могло бы привести к его осыпанию», — комментирует заведующий отделом реставрации и консервации Игорь Бородин. Наклон почти не заметен, в отличие от похожего погребального покрывала в Новом музее в Берлине (там оно демонстрируется под углом почти 45 градусов). Тусклость освещения, всего 50 люкс, в ГМИИ тоже не бросается в глаза. Чтобы пелена выделялась в экспозиции, оказалось достаточно сделать цвет стен чуть темнее. «Желтоватый оттенок стен выбран как символ фаюмских песков, который идеально сочетается с коптскими тканями, саркофагами и погребальными пеленами», — рассказывает заведующая отделом выставок Анна Каменских.

3. Богоматерь Боголюбская. XII век. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Помимо обычных требований к температурно-влажностному режиму, экспонирование Богоматери Боголюбской осложняют размеры — 184х105 см. Красочный слой состоит из многих фрагментов, которые по-разному реагируют на перепады температуры. «За весь период бытования икона пережила, я насчитал, 23 поновления, — говорит реставратор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря Александр Горматюк. — Это 23 случая постороннего вмешательства — где-то небольшие вставки, где-то обширные. В XVII веке икону сильно повредили, и частично была поновлена древесина — вставлены куски доски. Более поздние вставки имеют в основном восковое наполнение (авторский левкас — меловой), в результате при изменении температуры они расширяются сильнее и начинают давить на соседние элементы. Возникают напряжения на микроуровне, чреватые напряжениями на макроуровне, из-за которых икона может осыпаться». Отреставрированная больше года назад, она до сих пор находится в горизонтальном состоянии в защитном коробе, который сдерживает температурные перепады, уменьшая их в пять раз. Когда будет готова армированная рама, способная удерживать все фрагменты и гасить напряжения, икону начнут медленно поднимать. В лучшем случае к концу года поднимут для экспонирования под углом 75 градусов.

4. Мозаичное панно Григория Даумана и Михаила Шварцмана в МИФИ. 1963. Репродукция на ткани. 2016

Посчитав монументальное панно необходимым для адекватного рассказа о художнике, куратор выставки «Вертограды Михаила Шварцмана» в ММОМА Сергей Хачатуров, разумеется, не мог показать оригинал. Архитекторы Кирилл Асс и Надя Корбут предложили решение: репродукцию панно, сделанную Юрием Пальминым, перевели на ткань. Колеблясь от движения воздуха, она создавала впечатление живого и одновременно иллюзорного объекта. «Если бы мы попытались сымитировать мозаику в технике, которая бы идеально ее копировала, ощущение обмана и фальсификации было бы большим, — считает Хачатуров. — Симулякр выдавал бы себя за подлинник. Нам же важно было дать ощущение иллюзорности того, что мы показываем. А плетеная основа ткани изначально связана с некоей иллюзией, как, например, ковер. Мы видим мираж и подключаем все свое воображение. Это дает необходимую дистанцию и вызывает доверие зрителя. Мы честны перед ним».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+