Если вы бывали в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 2015 года, то наверняка помните пустующий гардероб. В гигантских пространствах наших залов встречалось в лучшем случае человек десять. Почему? Прежде всего, мало кто отдавал себе отчет в том, что на Крымском Валу вообще есть Третьяковская галерея. Но эта проблема не главная и, можно сказать, решенная. Сейчас важно добиться другого, и дело не в посещаемости и доходах от билетов. Гигантский пласт русской культуры и русского искусства был и остается невостребованным. Люди просто не знают и не понимают, что ХХ век — это то, чем можно и нужно гордиться.
Долгое время русское искусство ассоциировалось только с Лаврушинским переулком, XIX веком, Шишкиным, Васнецовым, Репиным, в лучшем случае с Врубелем или Серовым. Меняться ситуация стала после Олимпиады 2014 года, когда русский авангард стал основой невероятной церемонии открытия. Концептуально об этом же — наш проект «Интенсив XX», реализованный в метро совместно с Департаментом транспорта Москвы. Однако для нас важно понимание, что брендированный поезд, запущенный по Кольцевой линии метро, оформление на станции «Парк культуры», специальные проездные билеты и многое другое — не реклама, призывающая прийти в здание музея на Крымском Валу. Как до этого люди представляли себе поезд Третьяковской галереи? Ведь уже был реализован в метро проект, когда вагоны украшали изображениями картин в рамах. Извините, по-моему, это чудовищно. Или репродукции на стенах. Тоже неинтересно. Но когда перед тобой фрагмент произведения с яркой цитатой, которая соотносится с сегодняшним днем, когда тебя ведут не в билетную кассу, а на сайт, где есть другие интересные материалы, — это уже не про рекламу, а про пробивание бреши в незнании людьми своей культуры.
Все, что мы делали последние два года, конечно же, апеллировало к новой для Третьяковской галереи аудитории. Если говорить о здании на Крымском Валу, то к молодым людям, которым ХХ век интереснее в первую очередь потому, что был он совсем недавно. При этом я убеждена, что наша целевая аудитория — это все. Когда в три часа ночи в метро мы открывали проект «Интенсив XX» и на перроне оркестр Башмета исполнял Стравинского и Шёнберга, я поймала себя на мысли, что давно не видела в Москве такой удивительной концентрации интеллектуальной элиты. При этом мы прекрасно понимали, что многие из тех, кто сядет на Кольцевой в поезд об искусстве ХХ века, не представляют себе, что такое «Черный квадрат» Малевича. Поэтому нашей задачей было сделать проект, который был бы одинаково интересен и людям очень хорошо образованным, привыкшим размышлять и рефлексировать, и тем, кто в первый раз сталкивается с предложенным материалом. Не менее важно, что «Интенсив XX» не закончится на авангарде. В середине февраля экспозиция в метро сменилась 1930-ми, 1940-ми, 1950-ми годами, два месяца все оформление будет связано с этими периодами. После этого мы покажем в подземке современное искусство, нонконформизм, искусство 1970-х и 1980-х.
Говоря о «рекламных технологиях», могу заверить: продолжение проекта в метро будет не менее ярким и эмоциональным, с тантамаресками, билетиками и прочим. Однако цель наша, повторюсь, не развлечение, а вовлечение людей в историю. Это важно, потому что опыт взаимодействия с искусством, с законами креативности, если мы говорим про ХХ век, — уникальный. Его нельзя получить нигде, даже в интернет-пространстве.