18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Люди все еще не знают и не понимают, что русское искусство ХХ века — это именно то, чем можно и нужно гордиться»

№51
Материал из газеты

Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, рассказала о том, что музей предпринимает для повышения посещаемости залов на Крымском Валу

Если вы бывали в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 2015 года, то наверняка помните пустующий гардероб. В гигантских пространствах наших залов встречалось в лучшем случае человек десять. Почему? Прежде всего, мало кто отдавал себе отчет в том, что на Крымском Валу вообще есть Третьяковская галерея. Но эта проблема не главная и, можно сказать, решенная. Сейчас важно добиться другого, и дело не в посещаемости и доходах от билетов. Гигантский пласт русской культуры и русского искусства был и остается невостребованным. Люди просто не знают и не понимают, что ХХ век — это то, чем можно и нужно гордиться.

Долгое время русское искусство ассоциировалось только с Лаврушинским переулком, XIX веком, Шишкиным, Васнецовым, Репиным, в лучшем случае с Врубелем или Серовым. Меняться ситуация стала после Олимпиады 2014 года, когда русский авангард стал основой невероятной церемонии открытия. Концептуально об этом же — наш проект «Интенсив XX», реализованный в метро совместно с Департаментом транспорта Москвы. Однако для нас важно понимание, что брендированный поезд, запущенный по Кольцевой линии метро, оформление на станции «Парк культуры», специальные проездные билеты и многое другое — не реклама, призывающая прийти в здание музея на Крымском Валу. Как до этого люди представляли себе поезд Третьяковской галереи? Ведь уже был реализован в метро проект, когда вагоны украшали изображениями картин в рамах. Извините, по-моему, это чудовищно. Или репродукции на стенах. Тоже неинтересно. Но когда перед тобой фрагмент произведения с яркой цитатой, которая соотносится с сегодняшним днем, когда тебя ведут не в билетную кассу, а на сайт, где есть другие интересные материалы, — это уже не про рекламу, а про пробивание бреши в незнании людьми своей культуры.

Все, что мы делали последние два года, конечно же, апеллировало к новой для Третьяковской галереи аудитории. Если говорить о здании на Крымском Валу, то к молодым людям, которым ХХ век интереснее в первую очередь потому, что был он совсем недавно. При этом я убеждена, что наша целевая аудитория — это все. Когда в три часа ночи в метро мы открывали проект «Интенсив XX» и на перроне оркестр Башмета исполнял Стравинского и Шёнберга, я поймала себя на мысли, что давно не видела в Москве такой удивительной концентрации интеллектуальной элиты. При этом мы прекрасно понимали, что многие из тех, кто сядет на Кольцевой в поезд об искусстве ХХ века, не представляют себе, что такое «Черный квадрат» Малевича. Поэтому нашей задачей было сделать проект, который был бы одинаково интересен и людям очень хорошо образованным, привыкшим размышлять и рефлексировать, и тем, кто в первый раз сталкивается с предложенным материалом. Не менее важно, что «Интенсив XX» не закончится на авангарде. В середине февраля экспозиция в метро сменилась 1930-ми, 1940-ми, 1950-ми годами, два месяца все оформление будет связано с этими периодами. После этого мы покажем в подземке современное искус­ство, нонконформизм, искусство 1970-х и 1980-х.

Говоря о «рекламных технологиях», могу заверить: продолжение проекта в метро будет не менее ярким и эмоциональным, с тантамаресками, билетиками и прочим. Однако цель наша, повторюсь, не развлечение, а вовлечение людей в историю. Это важно, потому что опыт взаимодействия с искусством, с законами креативности, если мы говорим про ХХ век, — уникальный. Его нельзя получить нигде, даже в интернет-пространстве.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+