18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зачем стучать по крыше?

№51
Материал из газеты

Поверхности здания Сиднейского оперного театра, одной из главных и эмблематических достопримечательностей австралийского континента, изучают каждые пять лет, чтобы предотвратить разрушение плитки и бетона. Теперь это будут делать с помощью робототехники

Армированная сталью бетонная крыша Сид­нейского оперного театра эффектно возвышается над гаванью. Архитектурный шедевр Йорна Утзона имеет высоту 65 м и покрыт миллионом сверкающих белых керамических плиток. С помощью промышленного альпинистского снаряжения инженеры спускаются по «парусам» крыши каждые пять лет, вручную простукивая глазурованную плитку. Они проверяют изменения ее внешнего вида и звука, издаваемого при простукивании. Теперь, благодаря совместным усилиям театра, Фонда Пола Гетти, Сиднейского университета и архитектурно-дизайнерского агентства Arup, этот дорогостоящий и головокружительный процесс может остаться в прошлом.

Чтобы повысить качество информации, получаемой в ходе простукивания плитки, исследователи снабдили профилактические молоточки микрофоном и специальными сенсорами. Кроме того, они изучают возможности робототехники, дабы определить, можно ли полностью автоматизировать процесс обследования уже в самые ближайшие годы.

Эта работа — часть проекта Фонда Гетти по финансированию реставрации модернистских построек, ведь во многих из них использованы материалы, особенности старения которых до сих не изучены. Под инициативу попал и внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО Сиднейский оперный театр (1973), в конструкциях которого широко использован армированный бетон. Сегодня ему критически необходимо регулярное обследование. Важно следить за тем, чтобы в бетон не проникала вода, вызывающая коррозию внутренней стальной конструкции. Попадание воды может привести к трещинам в бетоне, сколам и даже обвалу строения. Сьюзен Макдоналд, глава полевых проектов Института Гетти, объясняет: определить, насколько устойчива бетонная постройка, прежде чем процесс разрушения станет видимым, бывает трудно. Проблема усложняется тем, что в данном случае бетон скрыт под слоем плитки. «В целом состояние бетонных элементов хорошее, и мы хотим сохранить его именно таким», — уточняет главный исполнительный директор Сиднейского оперного театра Луиза Херрон. При этом Джанлука Ранци из Сиднейского университета считает, что «использование продвинутых технологий [разработанных в рамках проекта] заложило основу эффективной стратегии осмотра, которая сможет использоваться применительно и к другим бетонным зданиям ХХ века».

Макдоналд высоко оценивает работу сотрудников Сиднейского оперного театра, которые выполняют превентивную консервацию, «техническое обслуживание, контроль и диагностику» на ежедневной основе, «а не раз в полсотни лет». «Именно такой подход к консервации мы стремимся внедрить, но применительно к бетонным сооружениям он пока распространен не слишком широко, — поясняет она. — Нам хотелось бы, чтобы консервация зданий стала неотъемлемой частью планирования в сфере управления имуществом».

Сиднейский оперный театр — первое в мире крупное здание, при обследовании которого использовали такие технологии. По словам Антуана Вильмеринга, старшего куратора Фонда Гетти, благодаря этому Сиднейская опера «является лидером в сфере консервации» и служит примером другим институциям.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+