18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Зачем стучать по крыше?

№51
Материал из газеты

Поверхности здания Сиднейского оперного театра, одной из главных и эмблематических достопримечательностей австралийского континента, изучают каждые пять лет, чтобы предотвратить разрушение плитки и бетона. Теперь это будут делать с помощью робототехники

Армированная сталью бетонная крыша Сид­нейского оперного театра эффектно возвышается над гаванью. Архитектурный шедевр Йорна Утзона имеет высоту 65 м и покрыт миллионом сверкающих белых керамических плиток. С помощью промышленного альпинистского снаряжения инженеры спускаются по «парусам» крыши каждые пять лет, вручную простукивая глазурованную плитку. Они проверяют изменения ее внешнего вида и звука, издаваемого при простукивании. Теперь, благодаря совместным усилиям театра, Фонда Пола Гетти, Сиднейского университета и архитектурно-дизайнерского агентства Arup, этот дорогостоящий и головокружительный процесс может остаться в прошлом.

Чтобы повысить качество информации, получаемой в ходе простукивания плитки, исследователи снабдили профилактические молоточки микрофоном и специальными сенсорами. Кроме того, они изучают возможности робототехники, дабы определить, можно ли полностью автоматизировать процесс обследования уже в самые ближайшие годы.

Эта работа — часть проекта Фонда Гетти по финансированию реставрации модернистских построек, ведь во многих из них использованы материалы, особенности старения которых до сих не изучены. Под инициативу попал и внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО Сиднейский оперный театр (1973), в конструкциях которого широко использован армированный бетон. Сегодня ему критически необходимо регулярное обследование. Важно следить за тем, чтобы в бетон не проникала вода, вызывающая коррозию внутренней стальной конструкции. Попадание воды может привести к трещинам в бетоне, сколам и даже обвалу строения. Сьюзен Макдоналд, глава полевых проектов Института Гетти, объясняет: определить, насколько устойчива бетонная постройка, прежде чем процесс разрушения станет видимым, бывает трудно. Проблема усложняется тем, что в данном случае бетон скрыт под слоем плитки. «В целом состояние бетонных элементов хорошее, и мы хотим сохранить его именно таким», — уточняет главный исполнительный директор Сиднейского оперного театра Луиза Херрон. При этом Джанлука Ранци из Сиднейского университета считает, что «использование продвинутых технологий [разработанных в рамках проекта] заложило основу эффективной стратегии осмотра, которая сможет использоваться применительно и к другим бетонным зданиям ХХ века».

Макдоналд высоко оценивает работу сотрудников Сиднейского оперного театра, которые выполняют превентивную консервацию, «техническое обслуживание, контроль и диагностику» на ежедневной основе, «а не раз в полсотни лет». «Именно такой подход к консервации мы стремимся внедрить, но применительно к бетонным сооружениям он пока распространен не слишком широко, — поясняет она. — Нам хотелось бы, чтобы консервация зданий стала неотъемлемой частью планирования в сфере управления имуществом».

Сиднейский оперный театр — первое в мире крупное здание, при обследовании которого использовали такие технологии. По словам Антуана Вильмеринга, старшего куратора Фонда Гетти, благодаря этому Сиднейская опера «является лидером в сфере консервации» и служит примером другим институциям.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+