18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зачем стучать по крыше?

№51
Материал из газеты

Поверхности здания Сиднейского оперного театра, одной из главных и эмблематических достопримечательностей австралийского континента, изучают каждые пять лет, чтобы предотвратить разрушение плитки и бетона. Теперь это будут делать с помощью робототехники

Армированная сталью бетонная крыша Сид­нейского оперного театра эффектно возвышается над гаванью. Архитектурный шедевр Йорна Утзона имеет высоту 65 м и покрыт миллионом сверкающих белых керамических плиток. С помощью промышленного альпинистского снаряжения инженеры спускаются по «парусам» крыши каждые пять лет, вручную простукивая глазурованную плитку. Они проверяют изменения ее внешнего вида и звука, издаваемого при простукивании. Теперь, благодаря совместным усилиям театра, Фонда Пола Гетти, Сиднейского университета и архитектурно-дизайнерского агентства Arup, этот дорогостоящий и головокружительный процесс может остаться в прошлом.

Чтобы повысить качество информации, получаемой в ходе простукивания плитки, исследователи снабдили профилактические молоточки микрофоном и специальными сенсорами. Кроме того, они изучают возможности робототехники, дабы определить, можно ли полностью автоматизировать процесс обследования уже в самые ближайшие годы.

Эта работа — часть проекта Фонда Гетти по финансированию реставрации модернистских построек, ведь во многих из них использованы материалы, особенности старения которых до сих не изучены. Под инициативу попал и внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО Сиднейский оперный театр (1973), в конструкциях которого широко использован армированный бетон. Сегодня ему критически необходимо регулярное обследование. Важно следить за тем, чтобы в бетон не проникала вода, вызывающая коррозию внутренней стальной конструкции. Попадание воды может привести к трещинам в бетоне, сколам и даже обвалу строения. Сьюзен Макдоналд, глава полевых проектов Института Гетти, объясняет: определить, насколько устойчива бетонная постройка, прежде чем процесс разрушения станет видимым, бывает трудно. Проблема усложняется тем, что в данном случае бетон скрыт под слоем плитки. «В целом состояние бетонных элементов хорошее, и мы хотим сохранить его именно таким», — уточняет главный исполнительный директор Сиднейского оперного театра Луиза Херрон. При этом Джанлука Ранци из Сиднейского университета считает, что «использование продвинутых технологий [разработанных в рамках проекта] заложило основу эффективной стратегии осмотра, которая сможет использоваться применительно и к другим бетонным зданиям ХХ века».

Макдоналд высоко оценивает работу сотрудников Сиднейского оперного театра, которые выполняют превентивную консервацию, «техническое обслуживание, контроль и диагностику» на ежедневной основе, «а не раз в полсотни лет». «Именно такой подход к консервации мы стремимся внедрить, но применительно к бетонным сооружениям он пока распространен не слишком широко, — поясняет она. — Нам хотелось бы, чтобы консервация зданий стала неотъемлемой частью планирования в сфере управления имуществом».

Сиднейский оперный театр — первое в мире крупное здание, при обследовании которого использовали такие технологии. По словам Антуана Вильмеринга, старшего куратора Фонда Гетти, благодаря этому Сиднейская опера «является лидером в сфере консервации» и служит примером другим институциям.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+