18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Понятие «частный музей» будет внесено в закон

В рамках Московского культурного форума прошел круглый стол, посвященный статусу частного музея. В нем приняли участие основатели крупнейших московских частных музеев и фондов

Московский культурный форум проходит в Центральном Манеже с 24 по 26 марта и служит площадкой для общения и встреч бизнесменов, профессионалов в области культуры и обычных жителей столицы. В его рамках устроена впечатляющая выставка живописи русских классиков XIX века из частных коллекций (ее организовал «Центр искусств. Москва»), проводятся разнообразные презентации, мастер-классы и тематические круглые столы. Именно в этом формате была организована встреча основателей крупнейших московских частных музеев и фондов с представителями правительства города и публикой. Ведущей круглого стола была главный редактор газеты The Art Newspaper Russia Милена Орлова, которая предложила обсудить все за и против статуса частного музея.

Как оказалось, кроме очевидных преимуществ: возможность самим определять направление развития своей институции, ее особенности и масштабы и ни перед кем не отчитываться, — перед основателями частных музеев и фондов стоит ряд проблем.

Для Алексея Ананьева, основателя Института русского реалистического искусства, созданного для изучения живописи советских художников-реалистов и ее популяризации, одной из главных проблем оказалась сложность внедрения музейной навигации в городское пространство. ИРРИ расположен примерно в десяти минутах ходьбы от станции метро «Павелецкая», и, чтобы довести зрителя до территории реконструированной ткацкой фабрики, где расположена постоянная экспозиция института, нужны «безумные деньги». За размещение указателей и знаков для пешеходов и водителей частный музей должен заплатить гораздо большую сумму, чем государственный.

Инна Баженова, основатель фонда IN ARTIBUS, сосредоточенного на выставках европейского и русского классического искусства, подтвердила, что проблема существует. «Мы разработали специальную навигацию (выставочная площадка фонда находится в переулках между Остоженкой и набережной Москвы-реки. — TANR), но так ее и не применили, настолько трудоемким и дорогим оказалось ее согласование с городом. И это притом что вход на выставки фонда бесплатный для всех».

Наталия Опалева, основатель музея Анатолия Зверева, рассказала, что Музей АЗ, открытый совсем недавно, но уже привлекший зрителей красивыми выставками, совмещающими работы шестидесятников с новейшими технологиями, испытывает трудности с наружной рекламой. «Что бы мы ни придумали, все плакаты и флаги, которыми мы пытаемся украсить фасад музея, выходящий на 2-ю Тверскую-Ямскую улицу, город немедленно убирает». А вот сложный процесс принятия в дар работ Анатолия Зверева от наследников Георгия Костаки из Греции прошел благополучно: после подтверждения статуса художественных ценностей произведения были ввезены в страну без налога.

Директор по развитию «Центра искусств. Москва» Евгений Егоров рассказал о том, как из выставочного зала его институция превратилась в настоящий культурный центр с 164 тыс. посетителей в год, вышедший на текущую самоокупаемость. Но даже этот центр, где показывают русскую классическую живопись в интерьерах, подобных дворцовым (это «искусство экспонировать искусство», по словам Евгения Егорова), расположенный в непосредственной близости от храма Христа Спасителя, все еще не достиг желаемого. Как оказалось, попасть в маршрутную карту для иностранных туристов, которую составляет московский Департамент спорта и туризма, частному заведению практически невозможно.

Забежавший на минуту после презентации Московского зоопарка Владимир Филиппов, заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы, заверил собравшихся, что проблема с музейной навигацией общая и для государственных, и для частных музеев и что город будет ею интенсивно заниматься. Антон Горянов, начальник управления музейно-выставочной деятельности Департамента культуры, рассказал, что число и государственных, и частных музеев в столице постоянно растет, сейчас их около 500, и из них 120 — частные (некоторые работают в закрытом режиме). Он предложил помощь частным институциям по согласованию наружной рекламы. «Государственные музеи подчиняются тому же закону о рекламе, — сказал он, — но они знают требования и то, как ее согласовывать».

«Не бойтесь включатся в негосударственную часть музейного фонда РФ», — призвала частные музеи Надежда Петрова, замначальника музейного фонда РФ департамента культурного наследия Министерства культуры. Это повышает статус коллекции, конечно, накладывает обязательства (например, хранить коллекцию и обеспечивать ее учет), но и дает льготы, в том числе по ввозу-вывозу работ. «Понятия „частный музей“ в законе пока нет, но очевидно, что это изменение необходимо», — признавая вклад частных музеев, подытожила Надежда Петрова.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+