18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последнее дело арестованного замдиректора Эрмитажа по строительству

№52
Материал из газеты

Михаил Новиков отправлен под домашний арест по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Мы рассказываем о стройке, которую он вел последние два года

Лефортовский суд Москвы санкционировал домашний арест на два месяца заместителя директора Эрмитажа Михаила Новикова, подозреваемого в мошенничестве в особо крупном размере. Об этом сообщила Интерфаксу пресс-секретарь суда Екатерина Краснова. По ее словам, Новиков подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц, в особо крупном размере). В Эрмитаже ситуацию с помещением заместителя директора под домашний арест пока не комментируют.

Буквально две недели назад последнюю стройку Михаила Новикова — возведение фондохранилища Государственного Эрмитажа в Старой Деревне показали журналистам. Читайте историю и предысторию этой стройки.

Переход Эрмитажа через железную дорогу

Главный интерактивный перформанс Эрмитажа состоялся на строительной площадке третьей очереди музейного комплекса в Старой Деревне. Михаил Новиков, заместитель директора по капитальному строительству, предложил мне ткнуть пальцем в схему свайного поля. Выбор пал на сваю № 250. «Сейчас подгоним экскаватор, — сказал Новиков, — и увидите, что свая там уже есть».

Для ТANR Новиков признался: он не видит другого способа убедить публику в том, что работы на строительстве комплекса идут по графику. Срок сдачи эрмитажной публичной библиотеки, спроектированной Ремом Колхасом в форме куба, остается прежним — 2019 год. Экскаватор вырыл в талом глинистом грунте яму глубиной 3 м, туда спустился рабочий и лопатой откопал основание сваи. Камеры зафиксировали перформанс для будущих историков искусства. Но аплодировать рано.
Ключевое слово в этой истории — «Мехстройтранс». В 2015 году компания выиграла тендер на строительство 13-этажного здания библиотеки высотой 63 м и площадью 42 тыс. кв. м, где также должны разместиться детский центр, хранилища старого костюма и современного искусства. Рядом с «Кубом» — двухэтажный центр изучения моды. Сумма контракта с генподрядчиком — 3,7 млрд руб., из них 916 млн руб. компания получила в качестве аванса. По словам Новикова, без аванса вести уникальную стройку было бы невозможно. Проект Колхаса предусматривает двойной фасад со сплошным остеклением криволинейными листами высотой 4 м. «Мехстройтрансу» пришлось взять на субподряд специальную фирму, которая закупила на Западе оборудование для отливки стекол. Стоимость остекления подбирается к 1 млрд руб.
Но в апреле 2016 года был подан иск о банкротстве «Мехстройтранса», который рассмотрят в ближайшие месяцы. Основную пикантность сюжету придает то, что «Мехстройтранс» входит в группу компаний «Роспан», один из ее владельцев Никита Колесников обвиняется в мошенничестве при строительстве Музея космонавтики в Калуге и проходит по печально знаменитому «делу реставраторов». Предварительное следствие по нему завершилось в феврале. По версии сыщиков, организовал преступную группу, занимавшуюся хищением государственных денег на нескольких контрактах, бывший заместитель министра культуры Григорий Пирумов.

Тридцать первого января сотрудники УФСБ по Петербургу и Ленинградской области посетили эрмитажный комплекс в Старой Деревне. Официальная причина визита — изучение документов в рамках доследственной проверки, связанной с возможными нарушениями, допущенными генподрядчиком строительства фондохра­нилища — компанией «Мехстрой­транс». Ничего не изъяли, и тут же появи­лась другая версия: приход силовиков связан с реакцией Михаила Пиотровского на инициативу передать церкви Исаакиевский собор.

Вернемся на стройку. «Мехстройтранс» освоил уже 246 млн руб., очистив площадку от прежних строений и забурив 361 сваю длиной 35 м каждая. В этом году компания должна освоить еще 570 млн, в 2018-м — порядка 1 млрд руб. Каждый год часть средств идет на погашение аванса. ТANR спросила Михаила Новикова, верит ли он в своего генподрядчика. «Мы работаем», — лаконично ответил замдиректора Эрмитажа. Третья очередь строительства эрмитажного центра в Старой Деревне состоит из трех этапов. В 2017 году должны сдать инженерно-лабораторный корпус площадью 20 тыс. кв. м, где разместятся восемь реставрационных лабораторий и первая в России установка для автоматизированной мойки шпалер площадью до 54 кв. м. Ее специально для Эрмитажа уже конструируют в Великобритании. Компания «Эталонпромстрой», выигравшая подряд на 1,6 млрд руб., завершает общестроительные работы. Сооружен монолитный каркас здания, рассчитанный по нормам для бомбоубежищ, строятся вентиляционные шахты и инженерные сети для поддержания микроклимата в лабораториях.

Вторым этапом должна стать эрмитажная библиотека, третьим — двухэтажный переход над Сестрорецкой веткой железной дороги. В нем под одной крышей расположатся технологический музейный переход, связывающий объекты первой и третьей очередей, и публичный пешеходный переход для местных жителей, сокращающий им путь до станции метро «Старая Деревня». Проектирование перехода также ведет «Эталонпромстрой». В этом году Эрмитаж рассчитывает получить положительное заключение экспертизы на проект, с тем чтобы построить переход в 2021 году. Если замысел прицкеровского лауреата будет реализован полностью, то изменится пространственная идеология эрмитажного комплекса в Старой Деревне. Сейчас главный вход в него находится в первой очереди, он ведет в конференц-зал, открытое хранение скульптуры, мебели, карет и далее в реставрационные лаборатории. В будущем главный вход расположится между «Кубом» и центром изучения моды, рядом с пешеходным переходом к метро. Для публики появится альтернатива: ехать в центр или задержаться «на районе».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+