Пожалуй, назвать Дэмиена Херста живым классиком излишне смело, хотя он однозначно самый узнаваемый из целой генерации «Молодых британских художников» 1990-х — Young British Artists, их неформальный лидер и с коммерческой точки зрения самый успешный среди них. К этому можно добавить разве что список музеев, где прошли персональные выставки Херста: это государственные лондонская Галерея Тейт, нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA), Стеделейк-музей в Амстердаме, Музей Израиля в Иерусалиме и такие уважаемые частные институции, как Фонд Prada в Милане и Музей Брод в Лос-Анджелесе. Ну и то, что галеристами художника в разное время выступали настоящие мастодонты арт-рынка вроде Чарльза Саатчи, Ларри Гагосяна и Джея Джоплина, говорит само за себя.
Выставка Дэмиена Херста в Галерее Гари Татинцяна не первый показ британского художника в Москве, но от этого событие не становится менее значимым. На этот раз в Россию привезут живопись и инсталляции Херста 2008 года. Эти работы были выставлены и успешно проданы на знаменитом персональном аукционе Дэмиена Херста, устроенном Sotheby’s в сентябре кризисного 2008 года.
Экспозиция позволяет познакомиться с самыми известными сериями: это и изображения, выложенные из цветных крыльев тропических бабочек, и любимые художником черепа, и знаменитая «аптечная» серия.
Одна из центральных работ на выставке — великолепное готическое окно-роза собора в Дареме. На первый взгляд это почти фотографически точное воспроизведение орнамента из цветных стекол, украшающих фасад средневековой церкви, но стоит присмотреться — и становится понятно: для создания эффекта храмового витража Херст использовал крылья бабочек. Инкрустированные бабочками, бриллиантами и драгоценными камнями яркие холсты — смесь изящества и глянцевого блеска западной культуры потребления — напоминают о главных темах художника: смерть, деньги, красота.
В связи с выставкой в Москве TANR вспоминает главные события из биографии Дэмиена Херста, его достижения и рекорды
Благодаря либерализму художественного образования в послевоенной Великобритании, художники начала 1990-х были в полной мере подготовлены к критическому диалогу с окружающей капиталистической действительностью. При поддержке Чарльза Саатчи, рекламного магната, который был автором кампании, приведшей к власти правительство Маргарет Тэтчер, менее чем за десять лет группа молодых художников, негласным лидером которых был Херст, стала олицетворением творческого и коммерческого успеха. Считается, что общение с Саатчи и его рекламщиками повлияло на художников, в том числе на Херста, который стал одной из наиболее важных медиаперсон в Британии. Однако не стоит забывать, что знакомство художников с Саатчи произошло на знаменитой выставке Freeze 1988 года в лондонских доках, куратором которой был не кто иной, как Дэмиен Херст. И вряд ли можно считать просто удачным совпадением тот факт, что пространство выставки было оформлено так, чтобы напоминать об интерьере галереи Чарльза Саатчи в Сент-Джонсвуд. Неудивительно, что владелец упомянутой галереи посетил выставку и приобрел там работу Мэта Коллишоу «Дыра от пули», а впоследствии и вовсе стал главным покровителем «Молодых британских художников».
В 1997 году Херст с друзьями открыл в лондонском районе ноттинг-Хилл ресторан под названием «Аптека» и украсил зал скульптурами в виде медицинских шкафчиков, наполненных пилюлями, свечами, резиновыми перчатками, а также картинами с бабочками. Ресторан сразу стал модным местом и проработал шесть лет. После его закрытия вся обстановка была пущена с аукциона Sotheby’s — 150 предметов, предварительно оцененные в £3 млн, принесли £11 млн. Покупатели смели все: и пепельницы в виде разноцветных пилюль, и стаканы, на которые Херст нанес изображения структуры молекул лекарственных средств, и мебель (к которой художник не имел отношения — ее делал дизайнер Джаспер Моррисон). Херст продолжает вдохновляться аптечной темой, в 2007 году его «Весенняя колыбельная» (плоская витрина, набитая разноцветными таблетками снотворного, 2002) была продана на аукционе Sotheby’s за $19,2 млн.
В 2001 году работник лондонской галереи Eyestorm Эммануэль Асаре принял за гору мусора инсталляцию Дэмиена Херста из переполненных окурками пепельниц, недопитых чашек кофе, пустых бутылок из-под пива и разбросанных газет. Асаре подумал, что накануне в галерее была вечеринка, и аккуратно сложил все объекты в мусорные пакеты. Критики — противники Херста вдоволь поиздевались над этой ситуацией, предложив повысить уборщика до куратора, так как он разобрался с двусмысленной ситуацией, когда искусство притворяется реальностью.
Произведение «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» дало название книге профессора Дональда Томпсона, разоблачившего в ней «шокирующую правду об арт-рынке». Оно представляет собой пятиметровую тигровую акулу в прозрачном контейнере с формалином. В 1991 году Чарльз Саатчи заплатил за него £50 тыс., в 2005 году акулу за $12 млн купил американский миллиардер Стив Коэн. К этому времени она начала портиться, тушу пришлось выбросить, а шкуру натянуть на фиберглассовую болванку — и даже в таком виде коллекционер готов был приобрести работу. Однако художник счел это нарушением замысла, к тому же чучело «не выглядело страшным»; он заказал партию новых туш и заменил гигантскую акулу, а из тех, что поменьше, наделал вариантов. Эта история говорит о том, что Дэмиен Херст не концептуалист и воплощение замысла для него так же важно, как и идея. Акула входит в серию «Естественная история», к которой относятся также одинокая овца («Вдали от стада», 1995, в 2006 году продана за $3,4 млн), внутренности двух коров («Любовники», в 1998 году продана за £229 тыс., первый коммерческий успех художника) и еще ряд работ.
Скульптура «На милость господа», законченная художником в 2007 году, является иллюстрацией к тому, как физическая стоимость создает символическую (обычно с произведениями искусства бывает наоборот: их символическая стоимость, «бесценность», складывающаяся из исторического и культурного значения, имени и мастерства художника, меры его славы и вклада в историю искусства, формирует денежный эквивалент). Это платиновая копия черепа европейца, умершего в XVIII веке, с реальными зубами, инкрустированная почти тысячей бриллиантов и с одним огромным во лбу. По разным оценкам, в изготовлении череп обошелся в £12–15 млн. Изображение черепа отсылает к старой европейской традиции vanitas, аллегории тщеты сущего; по воспоминаниям самого автора, название ему подсказали слова матери, воскликнувшей: «Скажи на милость, что ты дальше будешь делать?» В 2007 году череп был выставлен в лондонской галерее White Cube, известие об этом обошло весь мир. Он был приобретен группой инвесторов, в которую входят сам Херст, его менеджер Фрэнк Данфи, руководитель галереи White Cube Джей Джоплин и украинский коллекционер и меценат Виктор Пинчук, за $100 млн (£50 млн). С тех пор судьба бриллиантового черепа неизвестна, однако Херст продолжает использовать его мотивы в своем творчестве.
Двухдневный персональный аукцион Дэмиена Херста в лондонском отделении Sotheby’s состоялся 15 и 16 сентября 2008 года и пришелся на начало экономического кризиса. Казалось бы, не самый удачный момент для столь масштабной распродажи работ современного художника. Буквально в ночь накануне торгов объявил о своем банкротстве американский инвестиционный банк Lehman Brothers. Еще раньше, в конце августа, The Art Newspaper опубликовала заметку о том, что в галерее White Cube — лондонском представительстве Херста — находится около 200 непроданных работ художника на сумму £100 млн. Но опасения оказались напрасными: за два дня торгов Sotheby’s продал работ Херста на £111 млн ($198 млн). Эта сумма до сих пор остается рекордом для аукционов, посвященных одному художнику. Самым дорогим лотом того аукциона стал «Золотой телец» (чучело животного в формалине), ушедший за $18,5 млн.
Мощным ударом по репутации бунтаря-циника стала выставка его живописи в лондонской галерее White Cube Bermondsey
в 2012 году. Натюрморты с черепами а-ля Фрэнсис Бэкон, которому он не только подражает, но и чьи работы коллекционирует, выглядели настолько беспомощно, что критики не стеснялись в выражениях. Потом была еще более странная затея Ларри Гагосяна с мировым турне The Complete Spot Paintings (1986–2011) — собранием бесконечных цветных кругов-точек, расположенных в разных конфигурациях (к слову, самая дорогая работа этой серии, композиция 3-(5-Chloro-2-Hydroxphenylazo)-4, 5-Dihydroxy-2, 7-Naphthalenedisulfonic Acid была продана на аукционе Phillips в том же 2008 году за $3,5 млн; с тех пор произведения Херста не уходили на торгах дороже $1 млн). Последняя масштабная ретроспектива Херста состоялась в 2012 году в лондонской Тейт Модерн и опять наделала много шума. Новый его проект откроется уже 9 апреля: коллекционер Франсуа Пино отдал художнику обе площадки своего частного музея в Венеции.