Более 400 снимков общей оценкой около $10 млн будут выставлены на вечерние и дневные торги Phillips в Нью-Йорке (3 и 4 апреля, третий аукцион намечен на 4 октября). А их романтическое название — «Одиссея коллекционирования» — вполне отражает путь основателя собрания. Говард Стайн, глава компании Dreyfus Corporation, увлекся собирательством на излете 1980-х и сумел создать одну из самых масштабных частных коллекций, охвативших историю «светописи» от ее начала в середине XIX века до современных образцов. В 1998 году Стайн передал собрание некоммерческому фонду Joy of Giving Something, который отвечал на многочисленные приглашения мировых музеев поучаствовать в выставках, выделял стипендии молодым фотохудожникам, занимался образовательной и издательской деятельностью. В 2011 году Стайна не стало, но фонд продолжает свою работу. Небольшой фрагмент коллекции однажды уже продавался с молотка — на торгах Sotheby’s «175 шедевров к 175-летию фотографии» в 2014 году, итоги которых в полтора раза превзошли ожидания, став рекордом для аукциона фотографии.
К «Одиссее» кураторы сделали подборку, рассказывающую историю фотографии ab ovo. Ее начало — живописная улица в Оксфорде, снятая в 1843 году Генри Фоксом Тальботом ($50–70 тыс.) Член британского парламента, знаток физики, химии и истории искусств, Тальбот был лишен лишь одного таланта — не умел рисовать. Пришлось изобрести фотографию, чтобы решить проблему. Открытие Тальбота (негатив, с которого можно получить любое количество позитивных отпечатков) в корне отличалось от того, что в те же годы придумал француз Дагер (позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине в единственном экземпляре). И хотя Тальбот не добился признания своего первенства, на самом деле он был ближе к нынешним фототехнологиям.
На другом краю временной шкалы — фото Ширин Нешат из серии «Женщины Аллаха» ($50–70 тыс.), принесшей ей славу в 1990-е, и «Семейное древо» Чжан Хуаня ($150–200 тыс.). Между ними — полтора века экспериментов. Здесь и витрина парижского куафера, снятая Эженом Атже в 1912 году и принадлежавшая дадаисту Тристану Тцара ($120–180 тыс.), и пара уникальных фотограмм Ласло Мохой-Надя ($150–250 тыс.), и «Цветущая магнолия» Имоджен Каннингем, одной из первых женщин с фотокамерой ($180–220 тыс.), и портрет Дюма-отца, сделанный Надаром в той самой студии на бульваре Капуцинок, где критики будут громить импрессионистов ($50–70 тыс.). А еще работы Альфреда Стиглица, Эдварда Стайхена, Анри Картье-Брессона — словом, настоящая энциклопедия или карта одной коллекционерской одиссеи.