Любая выставка усатого каталонца, внушившего миру, что именно он и есть сюрреализм, обречена на внимание. Если на ней показаны еще и уникаты — обречена на успех. Если выставка открыта в России, где на стенах реализм, а в жизни — сплошной сюр, то на успех огромный.
Выставка в Музее Фаберже обладает всеми этими качествами. Прежде всего, это первый в Петербурге показ Сальвадора Дали в таком масштабе: 150 картин и графических листов, большая часть которых предоставлена фондом «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе, а также разными музеями и частными коллекционерами. Главный куратор выставки Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда, выставку задумал как диалог художника и старых мастеров.
Первый, а может быть, и главный хит — «Пейзаж с загадочными элементами» (1934). Фонд приобрел эту картину у частного коллекционера в 2011 году за $11 млн. Это была сенсация. Особенно если учесть, что аукционный рекорд на Дали ушел недалеко — $21,6 млн за «Портрет Поля Элюара». Он был установлен в том же году. Дали отсылает в этом пейзаже к своему кумиру — художнику № 1 в его табели о рангах, «всеобъемлющему сюрреалисту» Яну Вермееру. Точнее, к его картине «Аллегория живописи» из венского Музея истории искусства. На картине голландца художник пишет юную модель, возможно символ прогрессивных Нидерландов, рядом с картой страны. Главный персонаж у Дали, также художник, сидит перед моделью, завернутой в плотную драпировку, на фоне ампурданского поселка Порт-Льигат. Не мог Дали забыть и себя любимого, нарисовав ребенка в костюме моряка с няней. И еще неизвестно, кого изобразит художник. Может быть, именно морячка.
В 1945 году Дали создает серию иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, универсала эпохи Ренессанса. В акварелях и рисунках чернилами, представленных на выставке, он уходит от канонического текста, создавая одним росчерком пера эффектное размышление на вечную тему: художник и модель.
Серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, заказанная Дали в 1950 году к 700-летию поэта Государственным полиграфическим институтом Италии, привела к созданию 102 листов в разных техниках: акварель, гуашь, сангина и чернила. Позднее ровно 100 были воспроизведены в технике фотогравюры. Вся итоговая серия показана в Петербурге. Дантов ад по Дали — страшный, но естественный. Рай — эфемерный и невсамделишный.
В начале 1980-х Дали делает посвящения Микеланджело, в России прежде не выставлявшиеся. Возможно, смерть жены в 1982 году подвигла его на создание картины «Геологическое эхо. Пьета». Художник «вырезает» фигуры Девы Марии и Христа в скалистом пейзаже Кадакеса. На полотне «По мотивам „Головы Джулиано Медичи“ Микеланджело» объединяет классицистическое изображение мецената и сюрреалистический каменистый пейзаж.Выставку завершает картина «В поисках четвертого измерения». В отличие от физиков, Дали считал, что проникновение в четвертое измерение дарует бессмертие. Нужно небольшое усилие — заставить часы со смятым циферблатом показывать точное время.
Музей Фаберже
Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик
До 2 июля