18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Лиричный орденоносец в Русском музее

В залах Михайловского замка открылась выставка Георгия Верейского, приуроченная к 130-летию известного советского графика

К дате музей немного не успел: Георгий Верейский родился в 1886 году, умер в 1962-м. Харьковчанин по рождению, ученик и последователь Мстислава Добужинского, принятый в кругу «Мира искусства», хранитель отдела гравюры в Эрмитаже, авторитет для целого поколения ленинградских художников, автор канонических портретов деятелей культуры, партии и правительства — прежде всего он был виртуозным рисовальщиком и знатоком многих граверных техник.

Для Петербурга с его графическим культом Георгий Верейский — важный художник, однако нынешняя ретроспектива оказалась первой после многолетнего перерыва. В начале экспозиции представлены его живописные опыты, относящиеся к первым двум десятилетиям XX века. Интересно, что зимние и осенние пейзажи трактованы в постсимволистском ключе, зато соседствующие с ними яркие солнечные виды отличает постимпрессионистская манера.

В хорошо известных всем карандашных портретах мирискусников, выполненных на рубеже 1920-х годов, явно отзываются и Валентин Серов, и Константин Сомов — для Верейского оба эти художника важны на протяжении всей его жизни. В отделе рукописей Государственного Русского музея хранится частично вошедшая в каталог переписка с Александром Бенуа, завершающаяся 1959 годом. Работы Верейского в собрании музея происходят из двух основных источников: коллекций семьи художника и его друга, историка искусства Федора Нотгафта.

По убеждению одного из авторов выставки, заведующей отделом рисунка Русского музея Натальи Козыревой, творческий облик художника далеко не исчерпывается официальными портретами вождей и деятелей культуры, сделанными им в 1940–1950-е годы. Нынешняя ретроспектива призвана изменить устоявшиеся представления о признанном советском авторе, чьи работы входили во все хрестоматии (хотя и оказались несколько подзабыты в последние десятилетия). Поэтому экспозиция сфокусирована на вещах более камерных: изображениях друзей, коллег, семьи, многочисленных пейзажах. Это удалось — образ художника стал интереснее, однако показанное на выставке разнообразие таланта обоюдоостро: кажется, Верейскому было все равно, что и как изображать. Перед нами автор изменчивого, или «протейского», типа, легко меняющий одну манеру на другую, точно так же, как он переходит между графическими техниками, потому что не знает предела его профессиональное совершенство.

Выделяются на выставке и обращают на себя особенное внимание четыре больших листа итальянским карандашом, датированные 1928 годом, — на них уютная повседневность, домашние занятия, собирающие семью за столом в круге света под абажуром. Их отличает энергичная и свободная манера, предельная обобщенность фигур. Это рисование в один прием, которое при всей ощутимой быстроте исполнения поэтизирует незыблемость домашнего уклада. Именно в таких работах по-настоящему чувствуется характер и склад натуры мастера, который закончит жизнь лауреатом Сталинской премии и кавалером ордена Трудового Красного Знамени, народным художником РСФСР, действительным членом Академии художеств.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+