18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Джеймс Розенквист

В Нью-Йорке скончался один из главных художников поп-арта

В прошедшую пятницу 31 марта скончался один из знаковых американских художников — Джеймс Розенквист. Он умер в возрасте 83 лет в своем доме в Нью-Йорке после долгой болезни.

Розенквист родился 29 ноября 1933 года в Гранд-Форксе в Северной Дакоте. Родители его были авиаторами-любителями и ездили по стране в поисках работы, осев в итоге в Миннесоте. С 1948 года он обучается сначала в Школе искусств Миннеаполиса, а затем в 1952–1954 годах — в Университете Миннесоты. В 1953 году на время летних каникул он нанимается художником-оформителем и рисует вывески бензоколонок и элеваторов. В 1955-м Розенквист переезжает в Нью-Йорк, где получает годовую стипендию Студенческой лиги искусств. Он знакомится как с абстрактными экспрессионистами Францем Клайном и Виллемом де Кунингом, так и с молодым поколением художников: Робертом Индианой, Джаспером Джонсом, Робертом Раушенбергом.

В 1957–1960 годах Розенквист расписывает рекламные щиты на Таймс-сквер, но увольняется после того, как двое коллег сорвались с канатов, на которых они были подвешены во время работы. Он снимает мастерскую в Нижнем Манхэттене вместе с Элсуортом Келли и Агнес Мартин, по соседству — Раушенберг и Джонс. По их примеру он начинает использовать в искусстве умения, полученные в рекламе. «Я прошел очень строгую школу — нужно было написать предмет так хорошо, чтобы его покупали, а не то меня бы уволили. Торт, бутылка виски, сигареты, голливудская звезда — все должно было быть равно идеально», — рассказывал он в интервью 2010 года. С двумя другими знаменитыми художниками поп-арта — Энди Уорхолом и Роем Лихтенштейном — он знакомится только в 1964-м.

В 1962 году в нью-йоркской Green Gallery состоялась первая персональная выставка Розенквиста, привлекшая большое внимание прессы, — все работы распроданы. Он участвует в выставке «Американцы-1963» в Музее современного искусства — важной экспозиции 1963 года, которой куратор Дороти Миллер знакомила публику с работами 15 художников.

В 1965 году Джеймс Розенквист приехал в Ленинград к художнику Евгению Рухину, с которым был знаком по переписке, — поступок, вполне характеризующий авантюрные черты его характера. Много лет затем Розенквист поддерживал семью Рухина, эмигрировавшую в США после трагической смерти советского нонконформиста, и хранил его работы.

Картины Розенквиста поражают своими размерами. Одна из самых известных, написанная в 1965 году F-111 состоит из 23 панелей протяженностью более 26 м. Картина, созданная во время войны во Вьетнаме, ярко иллюстрирует словосочетание «военно-промышленный комплекс»: изображение американского бомбардировщика в натуральную величину прерывается разнообразными фрагментами рекламы. Впервые она была показана на персональной выставке Розенквиста в галерее Лео Кастелли, после чего началось его сотрудничество с галеристом. Приобретенная в 1967 году, F-111 совершила европейское турне, в том числе в 1978 году демонстрировалась на Венецианской биеннале, что значительно повысило художественную репутацию Розенквиста за рубежом.

Первая ретроспективная выставка художника прошла в Национальной галерее Канады в Оттаве, а через четыре года, в 1972-м — в нью-йоркском Музее Уитни. Большой показ его работ состоялся в 1991 году в Москве в Центральном доме художника. В 2003-м Джеймс Розенквист удостоился ретроспективы в Музее Гуггенхайма. Весной 2009 года сгорела его студия во Флориде, при пожаре погибло значительное число работ.

В 2009 году вышла написанная Розенквистом автобиография «Живопись ниже нуля: заметки о жизни в искусстве». Последняя прижизненная выставка художника состоялась осенью 2016-го в Galerie Thaddaeus Ropac в Париже. Выставка в кельнском Музее Людвига запланирована на конец этого года.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+