Судьба Национального фонда содействия работникам искусств (National Endowment for the Arts, NEA) остается туманной, и труженики художественных учреждений готовятся к потере федеральных грантов, ежегодно выделявшихся на сотни американских выставок, спектаклей и арт-резиденций.
Президент США Дональд Трамп представил проект федерального бюджета на утверждение: девять учреждений в нем попали под сокращение. В их число вошли Национальный фонд содействия работникам искусств и Национальный фонд гуманитарных наук и общественного телевидения.
Что это упразднение значит для американских музеев и иных учреждений культуры? Бюджет Национального фонда содействия работникам искусств, составляющий $148 млн, — крохи по сравнению с $3,5 трлн годового правительственного бюджета, а размер большинства грантов для отдельных организаций редко превышает $50 тыс.
Гранты фонда помогают музеям покрыть огромное количество статей расходов, связанных с проведением выставок. Это и перевозка работ, и их страхование, и публикация каталогов.
Так, Музею изящных искусств в Хьюстоне выделили $60 тыс. на поддержку выставочного проекта «Adiós Utopia. Мечты и разочарования в кубинском искусстве с 1950 года» (до 21 мая), организованную совместно с Центром искусств Уокера в Миннеаполисе. «Выставка никогда не состоялась бы без гранта фонда, — говорит директор музея Гэри Тинтероу, — ведь это важнейший источник финансирования совместных проектов, которые потом отправляются в длительные турне».
Кроме того, престижные гранты, полученные от фонда, помогали музеям привлекать дополнительное финансирование. «Меценаты более чем признают авторитет грантов от фонда», — подтверждает Кэтрин Каньо, директор Музея современного искусства Сан-Диего. Ее музей получил $35 тыс. на эффектную выставку латиноамериканских художников, организованную совместно с Музеем Jumex в Мехико и Художественным музеем Лимы в рамках проекта Pacific Standard Time: LA/LA initiative. Экспозиция ($585 тыс. на нее выделил Фонд Гетти) была одной из трех выставок Pacific Standard Time, получивших гранты от фонда, который внес свою лепту в осуществление этих выставочных планов.
«Часто думают, что полученный грант идет в карман художника. Но на самом деле он идет обществу, ведь это мы покупаем материалы и нанимаем техников, — объясняет Майкл Олийнык, один из директоров Mattress Factory в Питсбурге, музея современного искусства, которому было выделено $50 тыс. на выставку в честь его 40-летия. — Художник получает лишь небольшой гонорар, остальное идет на создание произведения искусства».
Фонд также выручал многие американские музеи в трудные времена экономических спадов (например, в самом экономически проблемном 2008 году). Что же произойдет, если грантов фонда больше не будет? «Без них мы не сможем полноценно работать для людей, — говорит Тинтероу. — Понять это нетрудно». Лиза Элдред, директор по выставкам в Ботанических садах Денвера, считает, что, если субсидии фонда урежут, «эффект домино охватит всю Америку, ведь инвестиции в искусство или их отсутствие ощущаются мгновенно».
По словам Барбары Людеровски, содиректора Mattress Factory, судьба Национального фонда содействия работникам искусств напоминает печальную историю канарейки в угольной шахте. «Когда смотришь на другие страны, которые изо всех сил борются за свою свободу, то и там точно так же первыми под удар попадают искусство, поэзия и вся культура в целом, — говорит она. — Художники, как известно, за словом в карман не лезут, а нынешнему правительству это совсем не нравится».