18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Должен ли немецкий музей скрывать нацистское прошлое

№52
Материал из газеты

Проект реставрации Дома искусства в Мюнхене, задуманного Гитлером как храм «чистого» немецкого искусства, вызвал ожесточенные споры

Британский архитектор Дэвид Чипперфилд не первый раз берется за восстановление зданий культурных институций в Германии. Его реконструкцию Нового музея на Музейном острове в Берлине единодушно признали шедевром. В 2013 году архитектору доверили реконструкцию Дома искусства в Мюнхене, где сейчас располагается галерея современного искусства.

По предварительной оценке, работы обойдутся примерно в €80 млн. В планах — восстановить широкую лестницу, ведущую к фасаду здания, открыть заложенные слуховые окна, чтобы внутрь проникало больше света, а также приспособить малоиспользуемое западное крыло под проведение перформансов. Кроме того, Чипперфилд предлагает выкорчевать деревья, частично закрывающие вид на фасад музея. В итоге в его проекте многие усмотрели попытку прославления нацистской архитектуры.

«Что демократичного в уничтожении парка и выставлении этого образчика фашистского зодчества на всеобщее обозрение?» — вопрошают депутаты от Партии зеленых в баварском региональном парламенте.

«Если сравнить планы Чипперфилда с фотографиями времен нацистской эпохи, сразу становится ясно, что здание будет выглядеть точно так же. Единственное отличие — отсутствие гигантского плаката со свастикой на фасаде», — пишет берлинская газета Tagesspiegel.

При этом все единодушно признают, что реконструкция зданию необходима. С момента его открытия в 1937 году здесь проводился исключительно косметический ремонт.

Сооруженный по проекту архитектора Пауля Людвига Троста Дом искусства считается первой монументальной постройкой Третьего рейха. Окруженное рядом колонн здание возвели из природного камня в противоположность входившим тогда в моду бетонным и металлическим конструкциям. На торжественном открытии музея 18 июля 1937 года, сопровождавшемся военным парадом, Адольф Гитлер излил всю желчь на «вырожденческое» современное искусство, которое на следующий день представили на печально известной выставке в соседнем здании галереи в парке Хофгартен. С 1937 по 1944 год в Доме искусства ежегодно проходила Большая германская художественная выставка, для которой фюрер лично отбирал экспонаты, продолжая «беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения».

После поражения Германии музей, чудом не пострадавший от бомбежек, был клубом американских офицеров. В конце 1940-х годов в нем проходили выставки импрессионистов и экспрессионистов, которые были восприняты как «денацификация» здания. С тех пор, по словам директора музея, куратора нигерийского происхождения 11-й Documenta Оквуи Энвезора, Дом искусства стал «одним из наиболее устойчивых символов культурной целостности». Он напоминает, что именно здесь выставлялись знаменитый антивоенный шедевр Пабло Пикассо, картина «Герника», в 1955-м и инсталляция Иозефа Бойса «Конец двадцатого века» в 1984 году. Не так давно еврейский художник Мел Бохнер передал в дар музею свою работу «Радости идиша» (2012–2015). Она состоит из списка желтых слов на идише на черном фоне, который опоясывает фасад здания как напоминание о трагическом исчезновении этого языка из немецкой культуры.

Продолжая мысль директора музея, Чипперфилд утверждает, что здание больше не заслуживает «наказания» за свое прошлое. «Дом искусства перелистнул темные страницы своей истории, и здание, в котором находится музей такого уровня, должно выполнять новые обязанности, помимо тех, которые достались ему по наследству из мрачного прошлого. Отныне музею не следует скрывать свою „вину“, надо жить с ней, вопреки ей, преодолевая ее», — заявил он в открытом письме в Architects’ Journal. Архитектор заверил, что готов обсуждать вопрос о сохранении зеленых насаждений перед зданием. Будет ли проект реставрации реализован, решит баварский парламент. Дата заседания депутатов по этому поводу пока не назначена.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+