Британский архитектор Дэвид Чипперфилд не первый раз берется за восстановление зданий культурных институций в Германии. Его реконструкцию Нового музея на Музейном острове в Берлине единодушно признали шедевром. В 2013 году архитектору доверили реконструкцию Дома искусства в Мюнхене, где сейчас располагается галерея современного искусства.
По предварительной оценке, работы обойдутся примерно в €80 млн. В планах — восстановить широкую лестницу, ведущую к фасаду здания, открыть заложенные слуховые окна, чтобы внутрь проникало больше света, а также приспособить малоиспользуемое западное крыло под проведение перформансов. Кроме того, Чипперфилд предлагает выкорчевать деревья, частично закрывающие вид на фасад музея. В итоге в его проекте многие усмотрели попытку прославления нацистской архитектуры.
«Что демократичного в уничтожении парка и выставлении этого образчика фашистского зодчества на всеобщее обозрение?» — вопрошают депутаты от Партии зеленых в баварском региональном парламенте.
«Если сравнить планы Чипперфилда с фотографиями времен нацистской эпохи, сразу становится ясно, что здание будет выглядеть точно так же. Единственное отличие — отсутствие гигантского плаката со свастикой на фасаде», — пишет берлинская газета Tagesspiegel.
При этом все единодушно признают, что реконструкция зданию необходима. С момента его открытия в 1937 году здесь проводился исключительно косметический ремонт.
Сооруженный по проекту архитектора Пауля Людвига Троста Дом искусства считается первой монументальной постройкой Третьего рейха. Окруженное рядом колонн здание возвели из природного камня в противоположность входившим тогда в моду бетонным и металлическим конструкциям. На торжественном открытии музея 18 июля 1937 года, сопровождавшемся военным парадом, Адольф Гитлер излил всю желчь на «вырожденческое» современное искусство, которое на следующий день представили на печально известной выставке в соседнем здании галереи в парке Хофгартен. С 1937 по 1944 год в Доме искусства ежегодно проходила Большая германская художественная выставка, для которой фюрер лично отбирал экспонаты, продолжая «беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения».
После поражения Германии музей, чудом не пострадавший от бомбежек, был клубом американских офицеров. В конце 1940-х годов в нем проходили выставки импрессионистов и экспрессионистов, которые были восприняты как «денацификация» здания. С тех пор, по словам директора музея, куратора нигерийского происхождения 11-й Documenta Оквуи Энвезора, Дом искусства стал «одним из наиболее устойчивых символов культурной целостности». Он напоминает, что именно здесь выставлялись знаменитый антивоенный шедевр Пабло Пикассо, картина «Герника», в 1955-м и инсталляция Иозефа Бойса «Конец двадцатого века» в 1984 году. Не так давно еврейский художник Мел Бохнер передал в дар музею свою работу «Радости идиша» (2012–2015). Она состоит из списка желтых слов на идише на черном фоне, который опоясывает фасад здания как напоминание о трагическом исчезновении этого языка из немецкой культуры.
Продолжая мысль директора музея, Чипперфилд утверждает, что здание больше не заслуживает «наказания» за свое прошлое. «Дом искусства перелистнул темные страницы своей истории, и здание, в котором находится музей такого уровня, должно выполнять новые обязанности, помимо тех, которые достались ему по наследству из мрачного прошлого. Отныне музею не следует скрывать свою „вину“, надо жить с ней, вопреки ей, преодолевая ее», — заявил он в открытом письме в Architects’ Journal. Архитектор заверил, что готов обсуждать вопрос о сохранении зеленых насаждений перед зданием. Будет ли проект реставрации реализован, решит баварский парламент. Дата заседания депутатов по этому поводу пока не назначена.