18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Панегирик революции в британском искусстве, совершенной Дэмиеном Херстом и компанией

№52
Материал из газеты

История группы YBA богата анекдотами, но обделена критическим анализом. Видимо, время полноценной истории молодого английского искусства конца 1980-х — начала 1990-х еще не пришло

Кто помнит художественную сцену Лондона конца 1980-х — начала 1990-х, на того книга Элизабет Фуллертон произведет впечатление открывшейся дыры во времени — настолько скрупулезно представлено восхождение к вершинам славы тех, чье появление автор определяет как «революцию в британском искусстве». Притом внимание уделяется не только ведущим фигурам Young British Artists («Молодые британские художники») — Дэмиену Херсту, Трейси Эмин, Саре Лукас, но и массе второстепенных имен из этого поколения, тоже когда-то бывших на устах и давным-давно канувших в безвестность.

Хорошее чтиво (содержание Artrage! зиждется главным образом на разно­образных байках и сплетнях, выуженных в ходе многочасовых интервью), книга эта, однако, страдает тем недостатком, что после нее такое ощущение, будто прошедшие 25–30 лет не отразились на этих людях ну никак. Утверждать на голубом глазу, будто YBA «все те же львы» и есть еще порох в пороховницах, — сегодня это вряд ли возможно. Разу­меется, кое-кто вроде Лукас и братьев Чепмен по-прежнему преуспевает. Но вот Херст или Эмин для молодого поколения лондонских художников стали нерукопожатными, они олицетворяют собой искусство раздутое и пустое, с одними только самовлюбленными закидонами. Да и в целом брит-арт нынче внушает не больше пиетета, чем брит-поп, но об этом состоянии дел, к сожалению, Artrage! не рассказывает, по сути, ничего.

Недостает книге и подробного анализа отдельных произведений — притом что многие до сих пор слабо интерпретированы и откомментированы. Знаменитая акула Херста (1991), его посвященная круговороту жизни и смерти «Тысяча лет» (1990), а также серия «Аптечки» (Medicine Cabinets, 1988–2012) демонстрируют нам поразительный талант создавать из груды предметов глубокий пространственный образ — то же можно сказать и об ассамбляжах Лукас «Глазунья из двух яиц и кебаб» (1992) или Au Naturel (1994), и о скульптурах Джейка и Диноса Чепменов в период их работы над тератологическим блокбастером Chapmanworld.

Это искусство знаменовало высвобождение от доминирующего нью-йоркского аналитического ново­яза, пестуемого теоретиками круга журнала October, на что прочно подсел постмодернизм 1980-х и сопутствующая ему критика. Пересохшей иронии и скепсису бросил вызов ум веселый и стебный, с гораздо большим чувством юмора. Херст первые годы играл здесь весьма значительную роль, пока его не затащили в бизнес-класс мирового арт-рынка с заоблачными ценами, рванувшими в стратосферу аккурат в это же время. Однако Artrage!, не предлагающая читателю особенных глубин критической мысли, делает невозможным различие раннего и позднего Херста. То же касается и любой попытки вычленить безусловно качественные работы YBA из окружающего их обильного китча, чтобы затем, в общей ретроспективе, увидеть всю панораму движения, ну и сделать итоговые обобщения. Эти авторские просчеты еще раз подтверждают правоту историка искусства и критика Хала Фостера: «Без критики история инертна, вне истории критика бессмысленна».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+