Открытие выставки Сальвадора Дали в Музее Фаберже — большое событие. В Петербурге, в отличие от Москвы, прежде не показывали художника так представительно: несколько десятков живописных произведений разных периодов и три графические серии (из них одна — иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, датированная 1959–1963 годами, включает 100 листов и показана полностью).
Полное название выставки «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» предполагает кураторский взгляд на наследие хорошо известного мастера. В проекте, организованном Виктором Вексельбергом и его фондом «Связь времен», приняли участие музеи и частные собрания, прежде всего фонд «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе. Монсе Агер, возглавляющая в фонде Музей Дали, стала куратором выставки.
Пресс-конференция в Белом зале Шуваловского дворца на Мойке, где размещается Музей Фаберже, собрала вокруг председателя правления фонда «Связь времен» Владимира Воронченко видное общество: председателя городского комитета по культуре Константина Сухенко, управляющего директора фонда «Гала — Сальвадор Дали» Жоана Мануэля Севильяно, научного сотрудника компании Mondo Mostre и сокуратора выставки Томаса Клемента Саломона, члена попечительского совета Музея Фаберже, издателя и коллекционера Кристофера Форбса, чье ювелирное собрание легло в основу частного музея Виктора Вексельберга.
Музей Фаберже продолжает курс, взятый им в последние пару лет, — показывать все самое известное и дорогостоящее. В наши дни это не только сокровища декоративно-прикладного искусства времен Российской империи, но и живопись модернизма. Экспозиции Сальвадора Дали предшествовала выставка Фриды Кало, а в планах до конца 2018 года, по словам Владимира Воронченко, работы Фриды в компании ее мужа Диего Риверы, Амедео Модильяни, Энди Уорхол и даже Жан-Мишель Баскиа, который в дворцовых интерьерах наверняка шокирует отечественного зрителя.
По сравнению с Фридой Кало, показанной год назад, выставка Дали больше в три раза, так что даже потеснила постоянную экспозицию музея. Начинается она с сюрреалистических работ середины 1930-х годов, в том числе совсем небольшого холста из собрания галереи Тейт «Забытый горизонт». Все эти произведения отличает живописное благородство, которое подчеркивает светло-серый тон стен и не способна испортить принятая на выставке рамочная подсветка, превращающая в плоский плакат любую картину. Другой и доминирующий оттенок в дизайне выставки — яркий оранжевый и винный красный, который служит подложкой графическим листам из цикла «Жизнь Бенвенуто Челлини», созданного в 1948 году.
Вариации на тему «Пьеты» и «Гробницы Медичи» Микеланджело, написанные Дали в последние годы жизни и образующие еще один элемент выставки, призваны подтвердить точность замысла куратора. Как сформулировал Жоан Мануэль Севильяно, «на выставке хорошо виден начавшийся в 1950-е годы переход художника от революционного взрыва к традиции; даже будучи стариком и уже видя перед собой смерть, Дали продолжал работать и сохранял контакт с духом и гением великих мастеров, которые сопровождали его с юности, благодаря чему он и стал художником».
Владимир Воронченко признался, что несколько желаемых работ для экспозиции получить не удалось: договоренности срывались в последний момент, и, скорее всего, из-за существующей политической напряженности. Тем не менее организаторам удалось преодолеть большинство преград, ведь Сальвадор Дали не только один из величайших и обожаемых публикой творцов XX века, но и любимый художник Виктора Вексельберга, который преподносит эту выставку в подарок всем любителям искусства. Возвращение Сальвадора Дали к классике, заявленное темой выставки, становится еще ощутимее на классическом петербургском фоне.