Равнодушных точно не будет, потому что речь идет о Дэмиене Херсте — самом известном британском художнике, которого одни считают шарлатаном, а другие — гением. В его распоряжение отданы обе выставочные площадки фонда Франсуа Пино: белоснежный палаццо Грасси и здание бывшей таможни Пунта делла Догана. Ранее ни один из художников коллекции Пино — а в прошлые годы это были персональные выставки Урса Фишера, Рудольфа Стингела, Марсиаля Райса и Зигмара Польке, — не удостаивался такой чести, но Херст на особом положении. Его инсталляция «Куда мы идем?» была одной из центральных на открытии палаццо Грасси в 2006 году, и с тех пор ни одни гастроли собрания Пино не обходятся без его работ.
Проект Херста называется Treasures from the Wreck of the Unbelievable — «Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“», и о нем ровным счетом не известно ничего, кроме того, что художник вынашивал его десять лет. Ни релиза для прессы, ни интервью. Три фотографии и десятисекундный тизер для затравки. Говорят, что вся эта мистификация — часть концепции. Какой? Остается только гадать. Судя по сложному, как всегда у Херста, названию, он намерен потащить нас на морское дно, где покоится нечто затонувшее и полное сокровищ. Об этом говорят и те несколько доступных для обозрения на сайте Пино фотографий, где водолазы пробираются между стаями рыб к каким-то окаменелым останкам и статуям. Тут художник, похоже, остается верен себе, вновь препарируя тему vanitas. Но при рассматривании этих кадров вспоминается еще и история с древним городом Шичен, затопленным в Китае полвека назад ради строительства гидроэлектростанции. К слову, Шичен с китайского переводится как «город львов». Уж не о Венеции ли, которая медленно уходит под воду вместе со своими знаменитыми крылатыми львами, намерен поведать нам Херст?
Впрочем, все это домыслы. Очевидно же следующее: выставка в Венеции — это громкое возвращение Херста-художника, попытка отыграть свои позиции на международной арт-сцене после нескольких лет затишья и ряда творческих промахов. Мощным ударом по репутации бунтаря-циника стала выставка его живописи. Натюрморты с черепами а-ля Фрэнсис Бэкон, которому он не только подражает, но и чьи работы коллекционирует, выглядели настолько беспомощно, что критики не стеснялись в выражениях, а поклонники отказывались узнавать в них своего кумира. Потом была еще более странная затея Ларри Гагосяна с мировым турне The Complete Spot Paintings (1986–2011) — собранием бесконечных цветных кругов-точек, расположенных в разных конфигурациях. И опять мимо, что во многом и привело к разрыву между художником и галеристом. Последняя масштабная ретроспектива Херста состоялась в 2012 году в лондонской Тейт Модерн и опять наделала много шума. После нее Херст залег на дно. Его главным делом стало строительство и открытие собственной галереи Newport Street Gallery, которое состоялось в 2015 году. А еще через год он вернулся к Гагосяну. И вот теперь Венеция — город, с которого в 1993-м началась его скандальная слава. Станет ли новое выступление здесь перерождением 51-летнего «молодого британского художника» или же окончательным его уходом из искусства (а некрологи по этому поводу уже написаны), будет понятно 9 апреля.
Палаццо Грасси, Пунта делла Догана
Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“
9 апреля – 3 декабря