18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Арт-кар в действии

№52
Материал из газеты

После семи лет ожидания очередной арт-кар BMW вышел на гоночную трассу. Автомобиль с огромной красной точкой на крыше, расписанный Джоном Балдессари, не только выдержал 24 часа на треке в Дейтона-Бич, но и финишировал восьмым

Серия уникальных арт-каров BMW — это еще один способ опровергнуть привычную мысль о том, что искусство — это картина на стене или скульптура в саду. То, что оригинальное воплощение творческой мысли на колесах с легкостью может продержаться целые сутки на треке, BMW доказала в последний уик-энд января в гоночном безумии в Дейтона-Бич во Флориде — 24-часовой гонке Rolex 24 at Daytona. Свежий арт-кар от легенды концептуализма Джона Балдессари сражался за лидерство в самой известной американской гонке от заката до рассвета, давая испытать себя на прочность и доказывая, что экспонаты коллекции способны покорять и музейные пространства, и трассы.

Расписанный Балдессари арт-кар BMW на старте знаменитой трассы в Дейтоне, безусловно, выделялся из общей массы. Идея художника состояла в том, чтобы не только фанаты на трибунах, но и зрители во время трансляции смогли наслаждаться эстетической составляющей арт-кара. Балдессари признался, что в детстве следил за ходом таких соревнований и этот опыт позволил ему сделать автомобиль по-настоящему заметным: «Вспоминая, как я смотрел гонки в детстве, я понял, что их всегда снимают сверху. Так я решил, что огромная красная точка на крыше позволит создать автомобиль, который гораздо проще отличить от других». К тому же цветные точки давно считаются визитной карточкой художника.

Любители скорости и адреналина стали подтягиваться к автодрому около 11 часов утра, но самое интересное началось с заходом солнца. Ночные заезды в Дейтоне — зрелище, достойное старых фильмов в жанре нуар: свет фар, огни освещения, моросящий дождь, мокрый асфальт, затихающий и вновь взрывающийся громом шум пролетающих автомобилей и постоянное чувство напряжения от происходящего. Несмотря на непогоду, накал страстей на трассе 24-часовой гонки Rolex 24 at Daytona не стихал до самого финала. Честь оказаться за рулем арт-кара BMW выпала четырем пилотам: британцам Александру Симу и Аугусто Фарфусу, канадцу Бруно Шпенглеру и американцу Биллу Оберлену.
После 652 кругов на треке арт-кар Балдессари пересек финишную линию восьмым. Это достойный результат для автомобиля. Прежде только двум представителям коллекции BMW Art Car удавалось добраться до финала 24-часовой гонки: BMW 320i Роя Лихтенштейна в 1977-м и BMW M1 Энди Уорхола в 1979-м.

Балдессари остался доволен итогом. Пионер американского концептуального искусства рассматривал участие в проекте как своего рода состязание: «Для меня серия BMW Art Car — поле для соревнования с художниками, которые уже участвовали в работе над коллекцией. Это можно сравнить с теми же гонками». Балдессари привлекла в первую очередь возможность создать «подвижный» арт-объект, не скованный стенами музея, которые художник не признает в принципе.

В качестве основы для 19-й по счету «движущейся скульптуры» был выбран BMW M6 GT3 — с 2016 года это официальная гоночная модель марки. Исторически начало арт-карам положили именно гонки. Вдохновителем и отцом-основателем коллекции BMW Art Сar можно считать французского гонщика и аукциониста Эрве Пулена. По его инициативе в 1975 году американский скульптор Александр Колдер расписал BMW 3.0 CSL — гоночный автомобиль, на котором выступал сам Пулен. Это было первое авто, объединившее в себе искусство и спорт, оно приняло участие в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Восторженная реакция публики на «произведение искусства на колесах» вдохновила компанию создать целую коллекцию арт-каров. Следующим участником гонки «24 часа Ле-Мана» стал автомобиль, оформленный американским абстракционистом Фрэнком Стеллой. В творческой карьере страстного любителя автогонок эта работа заняла особое место: «Мой дизайн — это своего рода чертеж автомобиля на автомобиле». Стелла перенес на кузов черно-белую координатную сетку, которую часто использовал в своих ранних и поздних работах. Два следующих арт-кара, которые выступали на треке в Ле-Мане, доверили звездам поп-арта: в 1977 году — Рою Лихтенштейну, а в 1979-м — Энди Уорхолу. Последний в своей обычной манере пошел против правил и вместо того, чтобы, как остальные художники, сделать черновой вариант на уменьшенной модели, сразу приступил к работе и наносил краску сам, без помощи ассистентов. «Я постарался изобразить чувство скорости. Когда машина едет очень быстро, все линии и цвета становятся расплывчатыми», — комментировал Уорхол. Лихтенштейн же вдохновлялся тем, какой путь суждено пройти его арт-кару. Нарисованные линии символизировали дорогу, местность и даже отражение неба и солнца в зеркалах. В 1999 году не просто арт-кар, а почти арт-болид авторства Дженни Хольцер принял участие в отборочном этапе гонки в Ле-Мане, но был снят с заезда. А в ­2010-м после мировой премьеры в Центре Жоржа Помпиду в Париже в знаменитой гонке принял участие арт-кар нового поколения — BMW M3 GT2 в исполнении Джеффа Кунса. «Гоночные автомобили полны жизни, их чрезвычайная сила и энергия бьет ключом, — говорил Кунс. — И моя идея заключается только в одном — реализовать эту энергию в художественной форме».

Впрочем, есть в коллекции BMW Art Car и автомобили, которым не довелось ощутить гоночный драйв: это работы Эрнста Фукса, Эстер Малангу, Дэвида Хокни, Сезара Манрике, A.Р.Пенка, Сандро Киа, Роберта Раушенберга, Матадзо Каяма и Олафура Элиассона. Зато они прекрасно выполняют роль музейных сокровищ.

Для арт-каров со взмахом финального клетчатого флага ничего не заканчивается. Скоро на горизонте появится новый экземпляр в коллекции, и поклонников ждут новые выступления на гоночных трассах. Несмотря на порядковый номер, 19-й арт-кар Балдессари был представлен до премьеры 18-го автомобиля от китайской художницы Цао Фэй. BMW обещает, что ее творение зрители смогут оценить уже этим летом.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+