18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Арт-кар в действии

№52
Материал из газеты

После семи лет ожидания очередной арт-кар BMW вышел на гоночную трассу. Автомобиль с огромной красной точкой на крыше, расписанный Джоном Балдессари, не только выдержал 24 часа на треке в Дейтона-Бич, но и финишировал восьмым

Серия уникальных арт-каров BMW — это еще один способ опровергнуть привычную мысль о том, что искусство — это картина на стене или скульптура в саду. То, что оригинальное воплощение творческой мысли на колесах с легкостью может продержаться целые сутки на треке, BMW доказала в последний уик-энд января в гоночном безумии в Дейтона-Бич во Флориде — 24-часовой гонке Rolex 24 at Daytona. Свежий арт-кар от легенды концептуализма Джона Балдессари сражался за лидерство в самой известной американской гонке от заката до рассвета, давая испытать себя на прочность и доказывая, что экспонаты коллекции способны покорять и музейные пространства, и трассы.

Расписанный Балдессари арт-кар BMW на старте знаменитой трассы в Дейтоне, безусловно, выделялся из общей массы. Идея художника состояла в том, чтобы не только фанаты на трибунах, но и зрители во время трансляции смогли наслаждаться эстетической составляющей арт-кара. Балдессари признался, что в детстве следил за ходом таких соревнований и этот опыт позволил ему сделать автомобиль по-настоящему заметным: «Вспоминая, как я смотрел гонки в детстве, я понял, что их всегда снимают сверху. Так я решил, что огромная красная точка на крыше позволит создать автомобиль, который гораздо проще отличить от других». К тому же цветные точки давно считаются визитной карточкой художника.

Любители скорости и адреналина стали подтягиваться к автодрому около 11 часов утра, но самое интересное началось с заходом солнца. Ночные заезды в Дейтоне — зрелище, достойное старых фильмов в жанре нуар: свет фар, огни освещения, моросящий дождь, мокрый асфальт, затихающий и вновь взрывающийся громом шум пролетающих автомобилей и постоянное чувство напряжения от происходящего. Несмотря на непогоду, накал страстей на трассе 24-часовой гонки Rolex 24 at Daytona не стихал до самого финала. Честь оказаться за рулем арт-кара BMW выпала четырем пилотам: британцам Александру Симу и Аугусто Фарфусу, канадцу Бруно Шпенглеру и американцу Биллу Оберлену.
После 652 кругов на треке арт-кар Балдессари пересек финишную линию восьмым. Это достойный результат для автомобиля. Прежде только двум представителям коллекции BMW Art Car удавалось добраться до финала 24-часовой гонки: BMW 320i Роя Лихтенштейна в 1977-м и BMW M1 Энди Уорхола в 1979-м.

Балдессари остался доволен итогом. Пионер американского концептуального искусства рассматривал участие в проекте как своего рода состязание: «Для меня серия BMW Art Car — поле для соревнования с художниками, которые уже участвовали в работе над коллекцией. Это можно сравнить с теми же гонками». Балдессари привлекла в первую очередь возможность создать «подвижный» арт-объект, не скованный стенами музея, которые художник не признает в принципе.

В качестве основы для 19-й по счету «движущейся скульптуры» был выбран BMW M6 GT3 — с 2016 года это официальная гоночная модель марки. Исторически начало арт-карам положили именно гонки. Вдохновителем и отцом-основателем коллекции BMW Art Сar можно считать французского гонщика и аукциониста Эрве Пулена. По его инициативе в 1975 году американский скульптор Александр Колдер расписал BMW 3.0 CSL — гоночный автомобиль, на котором выступал сам Пулен. Это было первое авто, объединившее в себе искусство и спорт, оно приняло участие в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Восторженная реакция публики на «произведение искусства на колесах» вдохновила компанию создать целую коллекцию арт-каров. Следующим участником гонки «24 часа Ле-Мана» стал автомобиль, оформленный американским абстракционистом Фрэнком Стеллой. В творческой карьере страстного любителя автогонок эта работа заняла особое место: «Мой дизайн — это своего рода чертеж автомобиля на автомобиле». Стелла перенес на кузов черно-белую координатную сетку, которую часто использовал в своих ранних и поздних работах. Два следующих арт-кара, которые выступали на треке в Ле-Мане, доверили звездам поп-арта: в 1977 году — Рою Лихтенштейну, а в 1979-м — Энди Уорхолу. Последний в своей обычной манере пошел против правил и вместо того, чтобы, как остальные художники, сделать черновой вариант на уменьшенной модели, сразу приступил к работе и наносил краску сам, без помощи ассистентов. «Я постарался изобразить чувство скорости. Когда машина едет очень быстро, все линии и цвета становятся расплывчатыми», — комментировал Уорхол. Лихтенштейн же вдохновлялся тем, какой путь суждено пройти его арт-кару. Нарисованные линии символизировали дорогу, местность и даже отражение неба и солнца в зеркалах. В 1999 году не просто арт-кар, а почти арт-болид авторства Дженни Хольцер принял участие в отборочном этапе гонки в Ле-Мане, но был снят с заезда. А в ­2010-м после мировой премьеры в Центре Жоржа Помпиду в Париже в знаменитой гонке принял участие арт-кар нового поколения — BMW M3 GT2 в исполнении Джеффа Кунса. «Гоночные автомобили полны жизни, их чрезвычайная сила и энергия бьет ключом, — говорил Кунс. — И моя идея заключается только в одном — реализовать эту энергию в художественной форме».

Впрочем, есть в коллекции BMW Art Car и автомобили, которым не довелось ощутить гоночный драйв: это работы Эрнста Фукса, Эстер Малангу, Дэвида Хокни, Сезара Манрике, A.Р.Пенка, Сандро Киа, Роберта Раушенберга, Матадзо Каяма и Олафура Элиассона. Зато они прекрасно выполняют роль музейных сокровищ.

Для арт-каров со взмахом финального клетчатого флага ничего не заканчивается. Скоро на горизонте появится новый экземпляр в коллекции, и поклонников ждут новые выступления на гоночных трассах. Несмотря на порядковый номер, 19-й арт-кар Балдессари был представлен до премьеры 18-го автомобиля от китайской художницы Цао Фэй. BMW обещает, что ее творение зрители смогут оценить уже этим летом.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+