18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Безмолвный свидетель

№52
Материал из газеты

Испанский скульптор Жауме Пленса в рамках художественной коллаборации с домом Ruinart создал скульптуру — посвящение Тьерри Рюинару

Традиция приглашать к сотрудничеству деятелей искусства у дома Ruinart возникла больше 100 лет назад. В 1896 году уже успевший заработать имя в художественном сообществе талантливый чешский художник Альфонс Муха создал рекламный плакат, который положил начало истории коллабораций Ruinart с современными художниками. Среди них были и Пит Хейн Эйк, и Джорджиа Рассел, и Мартен Бас, и Юбер Ле Галль, и Эрвин Олаф. В 2017 году список пополнился еще одним именем — испанского скульптора Жауме Пленсы. Его работа посвящена Тьерри Рюинару — родному дяде Николя Рюинара, основателя дома Ruinart.

Монах-бенедиктинец Тьерри Рюинар принадлежал к старейшему католическому монашескому ордену, чей вклад в историю и развитие мировой культуры сложно переоценить. Школы при аббатствах обучали будущих выдающихся ученых, библиотеки при монастырях хранили бесценные книги и манускрипты, монахи вели хроники, изучали философию, искусство, литературу, медицину. Не зря лучшие больницы тогда открывались также при монастырях.

Тьерри Рюинар, хоть и посвятил свою жизнь агиографии, самой что ни на есть богословской дисциплине, был к тому же магистром искусств, увлекался литературой, языками, изучал историю родной Шампани и мировых цивилизаций, был соратником французского ученого Жана Мабильона, отца палеографии и дипломатики. Выдающиеся труды Рюинара на французском, латыни и греческом нередко становились основой для научных исследований. Чтобы воздать дань уважения его наследию, дом Ruinart обратился к каталонцу Жауме Пленсе, который, как никто другой, умеет превращать слова в произведения искусства.

Жауме Пленса родился в Барселоне в 1955 году и рос в окружении книг, их собирал его увлеченный литературой и музыкой отец. Это во многом и определило будущее мальчика. Как признается сам Пленса, он до сих пор вспоминает невероятные гравюры XVII века из отцовской коллекции с изображением круговорота жидкостей в организме и функционирования мышц. Зачарованный устройством человеческого тела, он лелеял мечту стать врачом. Правда, интерес к медицине вылился не в научный опыт, а в причудливый полет фантазии, где любовь к чтению и музыке объединилась с увлеченным изучением строения человеческого тела.

Почитатель Микеланджело, Александра Колдера и Жоана Миро, Пленса поначалу работал с утильсырьем и лишь позже перешел на железо, бронзу, медь и даже чугун, а центром своих работ сделал человека. Он стал изучать концепцию облитерации, некое «описание через отсутствие». Скульптуры, обыгрывающие связь между словами, знаками и человеком, стали его фирменным отличием, сделав одной из самых значимых фигур в современном искусстве.

Как объясняет сам Пленса, ему интересно необычное «биологическое состояние языка». Его образы мыслителей — это силуэты сложенных из символов сидящих или стоящих на коленях людей, задумчиво вглядывающихся в линию горизонта. В них буквы собираются в ячейки, объединяются в слова и тексты, принимают очертания человека, но остаются самостоятельными и при этом неотделимыми друг от друга. «Я всегда думал, что искусство тесно переплетается с жизнью, — говорит скульптор. — Связь с телом — это мощнейший стимул в моей работе». Жауме Пленса не изменил себе и в работе для Ruinart.

Для коллаборации он в течение пяти месяцев создавал скульптуру, которая, подобно виноградной лозе, будто уходит корнями в землю. Силами Пленсы многоязычные работы Рюинара были разобраны на слова, буквы и цифры. Фигура мыслителя соткана из знаков восьми разных языков: латыни, греческого, арабского, иврита, китайского, японского, русского и хинди. Резные буквы из нержавеющей стали, каждая из которых сделана вручную, пропуская через себя свет, оставляют лишь намек на черты лица Тьерри Рюинара, наполняя скульптуру энергией и силой. «Слово, как и любой материал, — это хранилище воспоминаний», — говорит художник.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+