18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Безмолвный свидетель

№52
Материал из газеты

Испанский скульптор Жауме Пленса в рамках художественной коллаборации с домом Ruinart создал скульптуру — посвящение Тьерри Рюинару

Традиция приглашать к сотрудничеству деятелей искусства у дома Ruinart возникла больше 100 лет назад. В 1896 году уже успевший заработать имя в художественном сообществе талантливый чешский художник Альфонс Муха создал рекламный плакат, который положил начало истории коллабораций Ruinart с современными художниками. Среди них были и Пит Хейн Эйк, и Джорджиа Рассел, и Мартен Бас, и Юбер Ле Галль, и Эрвин Олаф. В 2017 году список пополнился еще одним именем — испанского скульптора Жауме Пленсы. Его работа посвящена Тьерри Рюинару — родному дяде Николя Рюинара, основателя дома Ruinart.

Монах-бенедиктинец Тьерри Рюинар принадлежал к старейшему католическому монашескому ордену, чей вклад в историю и развитие мировой культуры сложно переоценить. Школы при аббатствах обучали будущих выдающихся ученых, библиотеки при монастырях хранили бесценные книги и манускрипты, монахи вели хроники, изучали философию, искусство, литературу, медицину. Не зря лучшие больницы тогда открывались также при монастырях.

Тьерри Рюинар, хоть и посвятил свою жизнь агиографии, самой что ни на есть богословской дисциплине, был к тому же магистром искусств, увлекался литературой, языками, изучал историю родной Шампани и мировых цивилизаций, был соратником французского ученого Жана Мабильона, отца палеографии и дипломатики. Выдающиеся труды Рюинара на французском, латыни и греческом нередко становились основой для научных исследований. Чтобы воздать дань уважения его наследию, дом Ruinart обратился к каталонцу Жауме Пленсе, который, как никто другой, умеет превращать слова в произведения искусства.

Жауме Пленса родился в Барселоне в 1955 году и рос в окружении книг, их собирал его увлеченный литературой и музыкой отец. Это во многом и определило будущее мальчика. Как признается сам Пленса, он до сих пор вспоминает невероятные гравюры XVII века из отцовской коллекции с изображением круговорота жидкостей в организме и функционирования мышц. Зачарованный устройством человеческого тела, он лелеял мечту стать врачом. Правда, интерес к медицине вылился не в научный опыт, а в причудливый полет фантазии, где любовь к чтению и музыке объединилась с увлеченным изучением строения человеческого тела.

Почитатель Микеланджело, Александра Колдера и Жоана Миро, Пленса поначалу работал с утильсырьем и лишь позже перешел на железо, бронзу, медь и даже чугун, а центром своих работ сделал человека. Он стал изучать концепцию облитерации, некое «описание через отсутствие». Скульптуры, обыгрывающие связь между словами, знаками и человеком, стали его фирменным отличием, сделав одной из самых значимых фигур в современном искусстве.

Как объясняет сам Пленса, ему интересно необычное «биологическое состояние языка». Его образы мыслителей — это силуэты сложенных из символов сидящих или стоящих на коленях людей, задумчиво вглядывающихся в линию горизонта. В них буквы собираются в ячейки, объединяются в слова и тексты, принимают очертания человека, но остаются самостоятельными и при этом неотделимыми друг от друга. «Я всегда думал, что искусство тесно переплетается с жизнью, — говорит скульптор. — Связь с телом — это мощнейший стимул в моей работе». Жауме Пленса не изменил себе и в работе для Ruinart.

Для коллаборации он в течение пяти месяцев создавал скульптуру, которая, подобно виноградной лозе, будто уходит корнями в землю. Силами Пленсы многоязычные работы Рюинара были разобраны на слова, буквы и цифры. Фигура мыслителя соткана из знаков восьми разных языков: латыни, греческого, арабского, иврита, китайского, японского, русского и хинди. Резные буквы из нержавеющей стали, каждая из которых сделана вручную, пропуская через себя свет, оставляют лишь намек на черты лица Тьерри Рюинара, наполняя скульптуру энергией и силой. «Слово, как и любой материал, — это хранилище воспоминаний», — говорит художник.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+