18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дмитрий Жилинский в кругу родных и близких

№52
Материал из газеты

К 90-летию Дмитрия Жилинского Третьяковская галерея решила сделать камерную выставку — около 30 работ

Жилинский, без сомнения, титан советской живописи. Обладатель многих наград, лауреат всех возможных премий, он был крупной фигурой в официальном искусстве, однако по сути оставался несоветским художником. Любой даже самый канонический сюжет из арсенала советского искусства у Жилинского превращался в гимн Красоте почище, чем у питерских неоакадемистов. Самые банальные сюжеты он писал сквозь призму классики, цитируя сюжеты Возрождения и даже используя приемы русской иконописи. За что бы ни брался советский академик, получался советский Ренессанс: женщины обращались в мадонн и венер, а мужчины — в итальянских вельмож с полотен любимых им мастеров Раннего Возрождения.

Насыщенные аллегориями и символами картины Жилинского имели и еще один план — личный. Своих героев академик часто писал с близких людей. В канонической картине «Семья. У моря» (1964) изображена его семья: жена Нина, дети и он сам. Мать художника появлялась на нескольких его картинах, в том числе на уже хрестоматийной «Под старой яблоней» (1969). Не раз его героями становились и вторая жена Венера с маленьким сыном Николаем. В картине «1937 год» (1987) показана сцена ареста отца, расстрелянного как враг народа. Даже в триптихе «На новых землях» (1967) об освоении целины Жилинский написал своих друзей и родственников.

В его судьбе именно семья сыграла решающую роль. Бабушка была сводной сестрой Валентина Серова. Она отправила рисунки внука двоюродной сестре Серова Нине Симонович-Ефимовой, а та содействовала поступлению юноши в Институт прикладного и декоративного искусства, где преподавал Владимир Фаворский. Приехав в Москву из Сочи в 1944 году, Жилинский поселился в знаменитом Красном доме в Перово, построенном Фаворским и художниками Иваном Ефимовым и Львом Кардашовым, также связанными узами родства.

Годы общения с кругом Фаворского были бесценны для становления Жилинского, как и Красный дом с его традициями. Учителями Жилинского были лучшие мастера эпохи, в том числе также ставший героем его картин Николай Чернышев, у которого он учился затем в Суриковском институте. В экспликациях на выставке можно прочитать подробную историю создания каждой картины и узнать персонажей из ближнего круга художника. 

Третьяковская галерея
Дмитрий Жилинский. Ближний круг
13 апреля – 2 июля

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+