Жилинский, без сомнения, титан советской живописи. Обладатель многих наград, лауреат всех возможных премий, он был крупной фигурой в официальном искусстве, однако по сути оставался несоветским художником. Любой даже самый канонический сюжет из арсенала советского искусства у Жилинского превращался в гимн Красоте почище, чем у питерских неоакадемистов. Самые банальные сюжеты он писал сквозь призму классики, цитируя сюжеты Возрождения и даже используя приемы русской иконописи. За что бы ни брался советский академик, получался советский Ренессанс: женщины обращались в мадонн и венер, а мужчины — в итальянских вельмож с полотен любимых им мастеров Раннего Возрождения.
Насыщенные аллегориями и символами картины Жилинского имели и еще один план — личный. Своих героев академик часто писал с близких людей. В канонической картине «Семья. У моря» (1964) изображена его семья: жена Нина, дети и он сам. Мать художника появлялась на нескольких его картинах, в том числе на уже хрестоматийной «Под старой яблоней» (1969). Не раз его героями становились и вторая жена Венера с маленьким сыном Николаем. В картине «1937 год» (1987) показана сцена ареста отца, расстрелянного как враг народа. Даже в триптихе «На новых землях» (1967) об освоении целины Жилинский написал своих друзей и родственников.
В его судьбе именно семья сыграла решающую роль. Бабушка была сводной сестрой Валентина Серова. Она отправила рисунки внука двоюродной сестре Серова Нине Симонович-Ефимовой, а та содействовала поступлению юноши в Институт прикладного и декоративного искусства, где преподавал Владимир Фаворский. Приехав в Москву из Сочи в 1944 году, Жилинский поселился в знаменитом Красном доме в Перово, построенном Фаворским и художниками Иваном Ефимовым и Львом Кардашовым, также связанными узами родства.
Годы общения с кругом Фаворского были бесценны для становления Жилинского, как и Красный дом с его традициями. Учителями Жилинского были лучшие мастера эпохи, в том числе также ставший героем его картин Николай Чернышев, у которого он учился затем в Суриковском институте. В экспликациях на выставке можно прочитать подробную историю создания каждой картины и узнать персонажей из ближнего круга художника.
Третьяковская галерея
Дмитрий Жилинский. Ближний круг
13 апреля – 2 июля