18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Билл Виола: возвращение блудного сына

№52
Материал из газеты

Выставка во Флоренции, где звезда видеоарта начинал свою карьеру художника

Почти все, что создал Билл Виола (р. 1951) за полвека своего творчества, от ранних видеоэкспериментов 1970-х до принесших ему мировую известность инсталляций ­1990–2000-х, разместилось в отведенном под выставки современного искусства ренессансном палаццо Строцци во Флоренции.

Колыбель итальянского Возрождения сыграла судьбоносную роль в творчестве американского художника. В 1974 году Виолу, только что получившего степень бакалавра изящных искусств Сиракузского университета, пригласили во Флоренцию на должность ассистента, а вскоре и технического директора видеостудии art/tapes/22, одной из первых подобных студий в Европе. На этом посту и во Флоренции Виола пробыл недолго, всего два года. Но и этого было достаточно, чтобы познакомиться лично со звездами современного искусства или с их работами: с Мариной Абрамович, Вито Аккончи, Крисом Бёрденом, Йозефом Бойсом, Аланом Капроу, Яннисом Кунеллисом.

Однако помимо расширения круга общения и освоения возможностей новых медиа, Виола здесь приобщился едва ли не к более важному для своего творчества источнику — произведениям классического искусства в музеях и церквях Флоренции. «Первое, что сделал мой коллега Альберто Пирелли, — он привел меня в церковь Санта-Кроче с фресками Джотто, рельефами с перспективой Донателло, к надгробиям захороненных в ней Микеланджело и Галилея. Санта-Кроче — один из величайших памятников искусства и науки», — вспоминает Виола. Память об увиденном и впитанном художником в Тоскане визуализировалась в стилистике композиций и образах персонажей его инсталляций, напрямую отсылающих к полотнам и фрескам эпохи Возрождения.

В выставку в палаццо Строцци включены также произведения старых мастеров из музеев и церквей Флоренции: Лукаса Кранаха, Паоло Уччелло. Алтарная композиция Якопо Понтормо «Встреча Марии и Елизаветы» (1529) из церкви Сан-Микеле в Карминьяно, ставшая прообразом видеоинсталляции Виолы «Приветствие» (1995), тоже включена в экспозицию. «Эта выставка стала редкой возможностью перекинуть мост из прошлого в настоящее, — говорит ее куратор и директор палаццо Строцци Артуро Галансино. — Виола — единственный в своем роде художник, ко­торый впитал язык классического искусства, сделал его ­актуальным,  и при этом не утратил ничего из его сути».

Палаццо Строцци
Билл Виола. Электронный Ренессанс
До 23 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+