Воронеж в 2014 году приедет Calvert Forum, новый исследовательский проект, посвященный изучению креативных индустрий и предлагающий внедрять лучшие мировые практики в регионах России (проект был запущен в сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге факультетом свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета и лондонским фондом Calvert 22 в партнерстве с Государственным Эрмитажем). Международные эксперты, выступив в Лондоне и Санкт-Петербурге, в апреле прибудут в Воронеж, чтобы пообщаться с местным творческим сообществом, бизнесом и властями.
Культурная жизнь Воронежа по-настоящему приковала к себе внимание. Весной 2013 года постоянную площадку обрел квартировавший доселе где придется Воронежский центр современного искусства, с мая по июнь здесь прошла совместная выставка российских, немецких и швейцарских художников Revisiting the Space. В августе в первый раз открылся фестиваль «Чернозем» с богатой программой, за современное искусство в которой отвечал куратор, руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков с проектом Украшение красивого. А ранее, в июне, президентом Воронежской академии искусств был избран Эдуард Бояков (на его счету создание фестивалей «Золотая маска» и «Новая драма», открытие театра «Практика», «Политеатра»). Город, ранее известный не своими институциями, но художниками (Воронеж подарил российской арт-сцене таких авторов, как лауреаты премии «Инновация-2010» Арсений Жиляев и «Инновация-2012» Илья Долгов, Иван Горшков), обещает превратиться в очередной центр притяжения современного искусства в провинции, перехватив эстафету у пермского проекта, почти не подающего признаков жизни после ухода галериста Марата Гельмана с поста директора музея PERMM. С гением российской культурной полити-ки Эдуардом Бояковым связывают большие надежды, его приход в целом был воспринят довольно хорошо. Сам Бояков после вступления в новую должность от громких заявлений воздержался и предложил городу фундаментальное исследование, посвященное культурной и общественной ситуации в регионе. Итоговый текст Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика был опубликован осенью и содержал более 400 страниц, среди авторов числились фотограф Андрей Безукладников, директор Нижегородского центра современного искусства Анна Гор, интернет-деятель Антон Носик и издатель и публицист Борис Куприянов (текст доступен в Сети).
Основной пафос текста состоял в том, что ничего нового в Воронеже «насаждать» не нужно: культурная почва здесь вполне сформирована, надо поддерживать существующие ростки и опираться на местные ресурсы (места культурной жизни — музеи и галереи, книжные магазины, театры — скрупулезно перечислены, не забыт, кажется, никто). Местная культурная среда действительно активно заявляет о себе, хотя, по мнению многих комментаторов, находится скорее в зачаточном состоянии.
Относительно искусства стоит выделить прежде всего галерею Х. Л. А. М. Она открылась в 2008 году, через нее прошли едва ли не все воронежские художники. Основатель и владелец — Алексей Горбунов, поддерживающий проект на свои средства. Выставки проходят регулярно, среди недавних экспонентов — Ирина Затуловская, Леонид Тишков и Александр Флоренский, в феврале планируется выставка Андрея Кузькина. По сути это некоммерческий выставочный зал: коллекционеров современного искусства, по рассказам Горбунова, в Воронеже до сих пор нет, а редкие продажи осуществлялись лишь московскими собирателями (в частности, коллекционером Пьером Броше) либо на «Арт-Москве». Воронежский центр современного искусства — инициатива художников Ивана Горшкова, Ильи Долгова, Арсения Жиляева и Николая Алексеева. Выставки проводит с 2009 года, официально зарегистрирован в 2012-м. ВЦСИ — это еще и образовательный центр, художники читают здесь лекции и проводят мастер-классы. В феврале сюда приехали краснодарцы ЗИП, в марте будет голландский дуэт XMAS95.
Свое помещение ВЦСИ получил не без помощи жены губернатора, Татьяны Гордеевой — о доброжелательности местной среды вообще высказались многие собеседники TANR. «Конечно, в Воронеже, как и везде, есть агрессивноконсервативная часть общества. Но есть ощущение, что уже сейчас она занимает скорее маргинальное положение, — комментирует художник Иван Горшков. — Среда в целом доброжелательная и благоприятная».
Немалую роль в этом играет и фестивальное движение. Помимо упомянутого «Чернозема», в городе проходит Платоновский фестиваль (основан в 2011 году, его театральными гостями были Филипп Жанти, Алвис Херманис, Резо Габриадзе, литературными — Вера Павлова, Виктор Ерофеев, Лев Рубинштейн), фестиваль граффити «Здесь» и фестиваль паблик-арта ART_VRN. В 2013 году до Воронежа доехала также образовательная программа еще одного бояковского «кочевого» фестиваля «Большая перемена» (основные его события, правда, состоялись в Москве).
Активная культурная жизнь в регионе заметна не только взгляду изнутри. Весьма высокую оценку воронежской среде в интервью TANR дала Нонна Матеркова, основатель и директор британского благотворительного фонда Calvert 22.
«Безусловно, активное развитие воронежской креативной среды нам очень интересно, мы следим за тем, что там происходит: за проектом Downtown.ru, за тем, что делает для города Эдуард Бояков, — рассказала она. — Мы видим, какой потенциал у местных творческих проек тов. Они часто не уступают западным инициативам, при этом для российских регионов все эти проекты — совершенно новый этап развития, оттого там все это более непредсказуемо, свободно и интересно».
Взгляд местных жителей на ситуацию оптимистичен, хотя оптимизм весьма сдержан. «В Воронеже в последние годы есть положительная динамика, — подытоживает Иван Горшков. — За последние пять-шесть лет ресурс современного искусства стал одной из достопримечательностей Воронежа. Активно работали ВЦСИ и Х. Л. А. М., появились новые имена, уже зарекомендовавшие себя в профессиональной среде.
Поддерживать такие инициативы — самое разумное решение. Конечно, очень хочется расширения местного художественного сообщества, но, я думаю, скоро ситуация изменится в лучшую сторону». «Сейчас есть ощущение некой точки бифуркации, колеблющейся ситуации, которая может очень по-разному разрешиться в ближайшем будущем, — добавляет художник Илья Долгов. — По моему ощущению, пока заявлена скорее претензия на высокую активность [в области культуры]. И в основном она комбинаторно-привозная, собственная культурная продукция пока мала». - Валерий Леденёв