18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бетонная «Алёнка» не по зубам ни вандалам, ни стихии

№52
Материал из газеты

Произведение «русского Бэнкси» Паши 183 — первый в России объект уличного искусства,который будет подвергнут профессиональной музейной реставрации, после чего «шоколадка» займет место в экспозиции Музея стрит-арта в Петербурге

Эта работа самого знаменитого в стране уличного художника Павла Пухова, больше известного под именем Паши 183 (или «русского Бэнкси», как его назвала газета Guardian), была создана в 2008–2009 годах на территории Национального парка «Лосиный Остров». На заброшенной стройке художник случайно нашел пять дорожных плит, прислоненных друг к другу и уже покрытых какими-то граффити. По его собственным словам, он «решил внести немного позитива»: закрасил изображение и сделал новое. Теперь эти плиты напоминали стопку шоколадок, лицо девочки с этикетки самой популярной советской шоколадки украшало верхнюю плиту.

«Аленка» была выбрана не случайно: в свое время Паша снял фильм «Сказка про Аленку — 2005». О том, что «все продается, а кому нечего продать, тот продает себя». Так он сам говорил и об обществе, где «смерть стала таким же обыденным явлением, как приготовление яичницы». Часовое видео заканчивалось самоубийством героя, который прыгал с крыши. «Аленка» стала продолжением кино, но с оптимистичным финалом. «Все же Аленка, в моем понимании, самый светлый человечек на земле, — объяснял Паша, — вечно наивный и вечно бескорыстный».

Справка

Что такое музей стрит-арта

Музей уличного искусства основали пять лет назад на территории работающего завода ДБСП (декоративных бумажно-слоистых пластиков) в восточной части Санкт- Петербурга (шоссе Революции, владение 84). Идея музея возникла случайно после особенно удачной граффити-вечеринки, прошедшей летом 2011 года в одном из заброшенных еще в 1990-е цехов. Уже в 2012 году Министерство юстиции РФ зарегистрировало по адресу завода частное учреждение культуры под названием «Музей стрит-арта Санкт-Петербург». Его территория делится на две зоны: постоянная экспозиция на действующем производстве — там размещается регулярно пополняемая коллекция монументальных росписей современных уличных художников — и публичная площадка, где проходят выставки и другие мероприятия. В коллекции музея числится множество известных российских и зарубежных уличных художников: Кирилл Кто, Алексей Luka, Миша Most, Никита Nomerz, Андрей Оленев, Паша 183, Тимофей Радя, Clemence Behr, Eltono, Escif, QBic и многие другие. Музей считает своей миссией предоставлять площадку для разработки и реализации новаторских проектов молодых художников, хранить и распространять информацию об уличном искусстве, внедрять новый подход к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов с помощью актуальных творческих практик.

Еще…

Это едва ли не самая «тихая» и неэпатажная работа Паши 183, особенно если вспомнить его уличные перформансы и политические граффити, хотя бы «Правду за правду»: 19 августа 2011 года, к 20-летию путча, на стеклянных дверях входа на станцию метро «Красные ворота» он изобразил омоновцев, чтобы каждый входящий мог мысленно вернуться в 1991 год и получить удовольствие, пнув нарисованного персонажа ногой.

В 2013 году художника не стало. Весной 2014-го вандалы опрокинули две плиты из тех, что были в парке. Та, что с «Аленкой», упала на землю и оказалась погребена под второй плитой. Возникла идея перевезти ее в Музей стрит-арта в Петербурге, созданный незадолго до этого в опустевших цехах завода слоистых пластиков (стену в одном из цехов Паша успел расписать фреской «Стены не спят»). Но долгое время считалось, что переместить плиту размером 6х2,8 м и весом 4,5 т, не повредив изображение, невозможно.

Оказалось, все реально. Перевезли. Торопились к Manifesta 10, соорудили из контейнеров для «Аленки» павильон. Стали готовить к реставрации — но она до сих пор не начата. «Пока плита находится в том же состоянии, что и три года назад, — говорит технический директор музея Александр Мущенко, — только сделан металлический каркас, не дающий ей разрушаться и усиливающий заднюю сторону. В противном случае плиту нельзя было бы транспортировать краном: бетон разрушается, а технология его восстановления очень сложна. Фактически плита законсервирована, реставраторы из Русского музея покрыли ее специальным лаком. Теперь требуется реставрировать и фон, нанесенный фасадной водно-дисперсионной краской (местами она выцвела, а кое-где отошла), и контуры рисунка, выполненные акрилом. Музей ищет специалистов, способных это сделать. Проблема в том, что „фасадка“ ушла, проглянули граффити, которые были на плите когда-то, а акрил остался. Надо восстановить полностью желтый фон, сохранив более поздний рисунок».

Экспозиция Музея стрит-арта каждый год меняется, поэтому «Аленка» не сразу нашла свое место. Сегодня она находится в одном из цехов бывшего завода, превращенном в экспозиционный зал. Ее восстановление стало бы, по мнению музейщиков, хорошим примером последователям. «Когда в 2014 году музей только открывался, — вспоминает Мущенко, — показать „Аленку“ было для нас еще и символическим жестом».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+