Эта работа самого знаменитого в стране уличного художника Павла Пухова, больше известного под именем Паши 183 (или «русского Бэнкси», как его назвала газета Guardian), была создана в 2008–2009 годах на территории Национального парка «Лосиный Остров». На заброшенной стройке художник случайно нашел пять дорожных плит, прислоненных друг к другу и уже покрытых какими-то граффити. По его собственным словам, он «решил внести немного позитива»: закрасил изображение и сделал новое. Теперь эти плиты напоминали стопку шоколадок, лицо девочки с этикетки самой популярной советской шоколадки украшало верхнюю плиту.
«Аленка» была выбрана не случайно: в свое время Паша снял фильм «Сказка про Аленку — 2005». О том, что «все продается, а кому нечего продать, тот продает себя». Так он сам говорил и об обществе, где «смерть стала таким же обыденным явлением, как приготовление яичницы». Часовое видео заканчивалось самоубийством героя, который прыгал с крыши. «Аленка» стала продолжением кино, но с оптимистичным финалом. «Все же Аленка, в моем понимании, самый светлый человечек на земле, — объяснял Паша, — вечно наивный и вечно бескорыстный».
Что такое музей стрит-арта
Музей уличного искусства основали пять лет назад на территории работающего завода ДБСП (декоративных бумажно-слоистых пластиков) в восточной части Санкт- Петербурга (шоссе Революции, владение 84). Идея музея возникла случайно после особенно удачной граффити-вечеринки, прошедшей летом 2011 года в одном из заброшенных еще в 1990-е цехов. Уже в 2012 году Министерство юстиции РФ зарегистрировало по адресу завода частное учреждение культуры под названием «Музей стрит-арта Санкт-Петербург». Его территория делится на две зоны: постоянная экспозиция на действующем производстве — там размещается регулярно пополняемая коллекция монументальных росписей современных уличных художников — и публичная площадка, где проходят выставки и другие мероприятия. В коллекции музея числится множество известных российских и зарубежных уличных художников: Кирилл Кто, Алексей Luka, Миша Most, Никита Nomerz, Андрей Оленев, Паша 183, Тимофей Радя, Clemence Behr, Eltono, Escif, QBic и многие другие. Музей считает своей миссией предоставлять площадку для разработки и реализации новаторских проектов молодых художников, хранить и распространять информацию об уличном искусстве, внедрять новый подход к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов с помощью актуальных творческих практик.
Это едва ли не самая «тихая» и неэпатажная работа Паши 183, особенно если вспомнить его уличные перформансы и политические граффити, хотя бы «Правду за правду»: 19 августа 2011 года, к 20-летию путча, на стеклянных дверях входа на станцию метро «Красные ворота» он изобразил омоновцев, чтобы каждый входящий мог мысленно вернуться в 1991 год и получить удовольствие, пнув нарисованного персонажа ногой.
В 2013 году художника не стало. Весной 2014-го вандалы опрокинули две плиты из тех, что были в парке. Та, что с «Аленкой», упала на землю и оказалась погребена под второй плитой. Возникла идея перевезти ее в Музей стрит-арта в Петербурге, созданный незадолго до этого в опустевших цехах завода слоистых пластиков (стену в одном из цехов Паша успел расписать фреской «Стены не спят»). Но долгое время считалось, что переместить плиту размером 6х2,8 м и весом 4,5 т, не повредив изображение, невозможно.
Оказалось, все реально. Перевезли. Торопились к Manifesta 10, соорудили из контейнеров для «Аленки» павильон. Стали готовить к реставрации — но она до сих пор не начата. «Пока плита находится в том же состоянии, что и три года назад, — говорит технический директор музея Александр Мущенко, — только сделан металлический каркас, не дающий ей разрушаться и усиливающий заднюю сторону. В противном случае плиту нельзя было бы транспортировать краном: бетон разрушается, а технология его восстановления очень сложна. Фактически плита законсервирована, реставраторы из Русского музея покрыли ее специальным лаком. Теперь требуется реставрировать и фон, нанесенный фасадной водно-дисперсионной краской (местами она выцвела, а кое-где отошла), и контуры рисунка, выполненные акрилом. Музей ищет специалистов, способных это сделать. Проблема в том, что „фасадка“ ушла, проглянули граффити, которые были на плите когда-то, а акрил остался. Надо восстановить полностью желтый фон, сохранив более поздний рисунок».
Экспозиция Музея стрит-арта каждый год меняется, поэтому «Аленка» не сразу нашла свое место. Сегодня она находится в одном из цехов бывшего завода, превращенном в экспозиционный зал. Ее восстановление стало бы, по мнению музейщиков, хорошим примером последователям. «Когда в 2014 году музей только открывался, — вспоминает Мущенко, — показать „Аленку“ было для нас еще и символическим жестом».