Итальянца Франческо Веццоли часто сравнивают с Джеффом Кунсом из-за пристрастия к массовой культуре и ее звездам. В своем самом известном проекте «Вышитая трилогия» Веццоли собственной рукой вышил сверкающие слезы на портретах икон массовой культуры — от Анны Маньяни и Греты Гарбо до Леди Гаги. Веццоли — выпускник Колледжа искусства и дизайна святого Мартина, того самого, откуда вышли Джон Гальяно и Александр Маккуин, так что мир высокой моды с его культом ручного труда совсем ему не чужд. А fashion-индустрия в свою очередь отвечает ему взаимностью: модные дома давно благоволят итальянскому художнику, поддерживая его на протяжении всей карьеры. В фокусе нового проекта Веццоли оказалась безупречная эстетика 1970-х — 9 мая в Фонде Prada открывается его выставка, посвященная итальянскому национальному телеканалу Rai.
В разделах выставки, освещающих три миссии телеканала: искусство, политика и развлечения, — показаны документальные фрагменты из архива Rai в окружении картин, скульптур и инсталляций, выбранных Веццоли для понимания культурного бэкграунда эпохи. Однако и тут в центре внимания оказываются культовые персонажи, благодаря которым архив итальянского канала сегодня выставляется в музейном пространстве. Телекомпания сотрудничала с такими гигантами, как Бернардо Бертолуччи, Федерико Феллини, Паоло и Витторио Тавиани, так что некоторые программы сегодня выглядят настоящими произведениями искусства. Многие передачи вполне можно показывать в качестве видеоарта, например популярную Come nasce un’opera d’arte («Как рождается произведение искусства»). Она была посвящена творчеству таких итальянских мэтров, как Алигьеро Боэтти, Ренато Гуттузо, Джорджо де Кирико и Микеланджело Пистолетто.
Выступления звезд итальянской эстрады, наверное, один из сильных ностальгических моментов для Веццоли, чье детство пришлось как раз на 1970-е. На черно-белых кадрах сохранились шоу с блестящей Рафаэллой Карой в минималистичных декорациях в духе оп-арта, а представления сестер-близнецов Кесслер сегодня выглядят как образец высокого гламура. Впрочем, блестящая сторона телевидения вовсе не доминирует на выставке. Экранизации классики и телевизионные спектакли, забытые на современном ТВ, кажутся удивительным примером его тогдашней просветительской функции.
В разделе, посвященном политическому влиянию телеканала, анализируется взгляд на политику тех лет, идущий из новостных передач. В Италии 1970-е годы были напряженными, отмеченными массовыми убийствами, терактами и социальными протестами. В сложном климате начинает развиваться феминизм. Культура женских телешоу для домохозяек противопоставлена на выставке работам художниц-феминисток, среди которых, например, видео «Руки» Кетти Ла Рокка, показывающей с помощью жестов «новый женский словарь». Из фрагментов разных передач складывается единая картина 1970-х годов в Италии — яркого, противоречивого времени, на которое художник смотрит с нескрываемой ностальгией.