В центре выставки из полусотни произведений — 24 скульптуры итальянской художницы Карлы Толомео, созданные в последние годы из антикварной мебели с помощью бархата, шелка, бисера, бусин, золоченых шнуров. Толомео соединяет в своих работах барокко, сюрреализм и поп-арт. Из одного стула вырастает «Рука», на спинку другого присаживаются «Любящие попугаи», третий, украшенный орнаментальными подушечками, становится «Посвящением Густаву Климту». Над миниатюрным пуфиком парят четыре красные бабочки — «Фантастические близнецы». Большой пуф с помощью двух желтых роз обрел «Королевский размер». А над софой нависла волна, сделавшая ее «Посвящением Хокусаю». Фирменный знак Толомео — Луна, точнее, множество лун, которые получают в скульптурах все цвета, от глубокого черного до светло-желтого.
«У меня нет другой религии, кроме работы, — говорит художница. — С утра я в мастерской или в антикварном магазине выбираю мебель. Нужно не почивать на лаврах, а каждую минуту воспевать красоту». Серьезное заявление из уст человека, чьи произведения выставляются на Christie’s и Sotheby’s, украшают витрины бутиков Blumarine, входят в коллекцию музея Hermès в Париже, в собрания монарших семей Иордании и Монако, Софи Лорен, Наоми Кэмпбелл и Сильвестра Сталлоне.
Впрочем, путь к славе не был простым. Ученица великого Джорджо де Кирико потратила почти 20 лет на занятия живописью, чтобы привлечь внимание галеристов. В 1997 году Saatchi Gallery предложила ей контракт, который обеспечил полную раскрутку. Но после долгих размышлений Толомео отказывается переехать в Лондон, не желая оставлять в Италии мужа и больную мать. Та и посоветовала Карле взять с чердака старые стулья и сделать из них что-нибудь. «Ножка стула должна быть красивой, как женская. Тогда получится скульптура», — замечает художница.
К России у Толомео особое отношение. Имя ее мужа писателя и актера Джанкарло Вигорелли вошло в историю русской литературы. В 1964 году он организовал поездку в Италию Анны Ахматовой для вручения литературной премии.
Это стало возможным, потому что Вигорелли был знаком со всей элитой времен оттепели: от Никиты Хрущева, Алексея Суркова и Александра Твардовского до Беллы Ахмадулиной и Андрея Вознесенского. Но когда Вигорелли выступил в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского, а потом поддержал Александра Солженицына и Василия Аксенова, любовь к нему сильно убавилась. Зато эти и многие другие персоны стали гостями в миланском доме Вигорелли — Толомео. Выставка в Петербурге организована совместно с галереями Contini Galleria D’Arte (Венеция) и «Арт Холдинг Татьяны Никитиной» (Петербург).
Государственный музей театрального и музыкального искусства
Сад наслаждений Карлы Толомео
До 21 мая