В Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина 17 февраля открылась выставка «Сюрреализм и livre d’artiste». Именно в жанре livre d’artiste наиболее ярко и последовательно проявилось одно из важнейших направлений искусства ХХ века — сюрреализм. А сама выставка — это попытка проследить его путь на лучших образцах печатной графики, в которой работали практически все известные художники ХХ века, принимавшие участие в движении сюрреализма.
Пожалуй, главное достоинство выставки заключается даже не в том, что собрание из более чем 400 графических работ из 60 изданий расположилось во всех 12 залах первого этажа Музея личных коллекций. И не в том, что одним из кураторов выставки был Лоуренс Сафайе, признанный американский искусствовед и маститый специалист по теории и истории искусства ХХ века.
Рядом с известными в России именами сюрреалистов (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Хуан Миро, Андре Массон и другие) впервые прозвучали не менее признанные имена художников, но в России при этом почти неизвестные. Вифредо Лам, сделавший в Croiseur Noir офорты — парафразы фрагментов «Герники» Пикассо; Доротея Таннинг, последняя жена Макса Эрнста и одна из немногих женщин — участниц движения сюрреалистов (прожила 102 года и скончалась лишь в 2012 году); Роберт Себастьян Матта; Леонор Фини; Ханс Беллмер; Артуро Шварц, издатель и автор многих работ в жанре livre d’artiste, значительная часть собрания которого в конце 1990-х была передана в Музей Израиля в Иерусалиме.
В открытии этих имен широкому зрителю, пожалуй, и заключается важнейшее значение этой выставки. Сама она условно разделена на довоенную и послевоенную части. Кроме того, зрители впервые смогут увидеть графические циклы таких художников, как Беллмер, Лам и Фини, и познакомиться с наиболее последовательным рассказом о рождении жанра livre d’artiste и его пути в Россию.