18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Источник в Эрмитаже: «Никакого изъятия тиража не было»

Близкие к руководству Государственного Эрмитажа источники TANR сообщили, что продажа сборников о музейных распродажах 1920-х и 1930-х годов приостановлена из-за ошибки в оформлении документов и, скорее всего, будет возобновлена

Старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Алексей Ларионов сегодня на своей странице в Facebook сообщил, что в музее изъяли сборники архивных документов о музейных распродажах 1920-х и 1930-х годов, объяснив, что в них находятся секретные данные.

«Если кто не в курсе, это восемь толстых томов с актами выдач экспонатов в „Антиквариат“, перепиской с государственными ведомствами, материалами по организации аукционов за границей и по переговорам о продаже шедевров музея Эндрю Меллону и Галусту Гюльбенкяну. Плюс отдельный том о распродаже коллекций Строгановского дворца, свод протоколов заседаний Совета Эрмитажа и том, посвященный памятникам, „перемещенным“ после Второй мировой войны. Образцово сделанные и очень полезные книги. Решением комиссии они теперь запрещены к продаже, изъяты из книжных киосков (они продавались только в Эрмитаже), на них не велено ссылаться, а очередной, подготовленный уже к печати том с документами за 1932–1933 годы запрещен к изданию», — сообщил Алексей Ларионов.

Источники TANR в руководстве Эрмитажа уточнили, что претензии комиссии Минкультуры, приехавшей в конце марта в музей, действительно связаны с законом о рассекречивании информации, однако значимость инцидента преувеличена, так как касается правил оформления документов, а не самих публикаций. По данным собеседников газеты, из-за неточностей, допущенных юридической службой музея несколько лет назад, с уже рассекреченных документов не сняли гриф «cекретно», и поэтому Министерство культуры по инструкции должно было снять тираж с продажи до выяснения обстоятельств.

При этом Алексей Ларионов в своем обращении отмечал, что подобные изъятия книг происходили и в других музеях. По его словам, «аналогичные спецоперации прошли также и в некоторых московских музеях, в частности в ГМИИ им. Пушкина и Историческом музее. Там, говорят, доходило до вырезания и изъятия отдельных страниц из сброшюрованных дел». В пресс-службе Государственного музея изобразительных искусств корреспонденту TANR информацию не подтвердили. «Нам не известны никакие факты проверок и изъятий в нашем музее. В последнее время ничего подобного у нас не происходило, и комментировать слова Ларионова мы не можем. То, что сейчас происходит в Эрмитаже, — очень сложная история», — сообщила пресс-служба ГМИИ.

На официальной странице Эрмитажа ситуацию объяснили следующим образом: «В связи с некорректной публикацией на странице пользователя социальной сети (Facebook), касающейся информации о шедеврах, распроданных советскими властями в 1920–1930-х годах, и возникшим в связи с этой публикацией общественным резонансом, в том числе многочисленными сообщениями в средствах массовой информации, Государственный Эрмитаж информирует: не существует никаких официальных запретов на публикацию архивных материалов, хранящихся в Государственном Эрмитаже, как не существует и решения некой „комиссии“, упоминаемой пользователем социальной сети, об изъятии книг из серии „Страницы истории Эрмитажа“. В настоящее время в Государственном Эрмитаже ведется работа по совершенствованию системы архивного хранения всех документов в соответствии с действующим законодательством. Эта работа осуществляется в русле государственной политики и решений президента Российской Федерации в этой области».

Материалы по теме:
«Проданные сокровища России»
Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+