Старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Алексей Ларионов сегодня на своей странице в Facebook сообщил, что в музее изъяли сборники архивных документов о музейных распродажах 1920-х и 1930-х годов, объяснив, что в них находятся секретные данные.
«Если кто не в курсе, это восемь толстых томов с актами выдач экспонатов в „Антиквариат“, перепиской с государственными ведомствами, материалами по организации аукционов за границей и по переговорам о продаже шедевров музея Эндрю Меллону и Галусту Гюльбенкяну. Плюс отдельный том о распродаже коллекций Строгановского дворца, свод протоколов заседаний Совета Эрмитажа и том, посвященный памятникам, „перемещенным“ после Второй мировой войны. Образцово сделанные и очень полезные книги. Решением комиссии они теперь запрещены к продаже, изъяты из книжных киосков (они продавались только в Эрмитаже), на них не велено ссылаться, а очередной, подготовленный уже к печати том с документами за 1932–1933 годы запрещен к изданию», — сообщил Алексей Ларионов.
Источники TANR в руководстве Эрмитажа уточнили, что претензии комиссии Минкультуры, приехавшей в конце марта в музей, действительно связаны с законом о рассекречивании информации, однако значимость инцидента преувеличена, так как касается правил оформления документов, а не самих публикаций. По данным собеседников газеты, из-за неточностей, допущенных юридической службой музея несколько лет назад, с уже рассекреченных документов не сняли гриф «cекретно», и поэтому Министерство культуры по инструкции должно было снять тираж с продажи до выяснения обстоятельств.
При этом Алексей Ларионов в своем обращении отмечал, что подобные изъятия книг происходили и в других музеях. По его словам, «аналогичные спецоперации прошли также и в некоторых московских музеях, в частности в ГМИИ им. Пушкина и Историческом музее. Там, говорят, доходило до вырезания и изъятия отдельных страниц из сброшюрованных дел». В пресс-службе Государственного музея изобразительных искусств корреспонденту TANR информацию не подтвердили. «Нам не известны никакие факты проверок и изъятий в нашем музее. В последнее время ничего подобного у нас не происходило, и комментировать слова Ларионова мы не можем. То, что сейчас происходит в Эрмитаже, — очень сложная история», — сообщила пресс-служба ГМИИ.
На официальной странице Эрмитажа ситуацию объяснили следующим образом: «В связи с некорректной публикацией на странице пользователя социальной сети (Facebook), касающейся информации о шедеврах, распроданных советскими властями в 1920–1930-х годах, и возникшим в связи с этой публикацией общественным резонансом, в том числе многочисленными сообщениями в средствах массовой информации, Государственный Эрмитаж информирует: не существует никаких официальных запретов на публикацию архивных материалов, хранящихся в Государственном Эрмитаже, как не существует и решения некой „комиссии“, упоминаемой пользователем социальной сети, об изъятии книг из серии „Страницы истории Эрмитажа“. В настоящее время в Государственном Эрмитаже ведется работа по совершенствованию системы архивного хранения всех документов в соответствии с действующим законодательством. Эта работа осуществляется в русле государственной политики и решений президента Российской Федерации в этой области».