18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сказки Шахерезады, сокровища Али-Бабы. Восток глазами европейских художников XIX века

№52
Материал из газеты

Sotheby‘s на своих торгах ориентализма и на этот раз есть что предложить любителям экзотики

Аукцион, который пройдет 25 апреля, целиком посвящен одному феномену в искусстве XIX века, возникшему на волне романтического вдохновения образами Марокко, Египта, Турции и Леванта, Персии и Индии. Восток, как пещера Али-Бабы, манил европейских художников яркими красками облачений, величественными руинами древних цивилизаций, гаремами и сказками Шахерезады, роскошью дворцов и живописными лохмотьями нищих на шумных базарах. В разное время на Восток отправлялись купцы и завоеватели, но именно на волне романтизма туда обратили свой взор живописцы. Важную роль сыграли в этом и египетский поход Наполеона, и британская колониальная политика. К тому же романтизм искал «исключительного героя в исключительных обстоятельствах», и уж их Восток предоставлял в изобилии для любого сюжета, от батального до эротического.

Топ-лот аукциона — образец раннего «этнографического» ориентализма, масштабное (длиной 2,5 м) полотно немецкого классициста Георга Эмануэля Опица «Прибытие мехмеля к оазису на пути в Мекку», написанное в 1805–1825 годах (£800 тыс. — £1,2 млн). Очевидно, художник был заворожен восточной сказкой: экзотической пестротой тюрбанов, халатов и шаровар, характерными типажами, блеском дорогих кинжалов и верблюдом в богатой попоне. Формальным же сюжетом стал эпизод хаджа (паломничество в Мекку). Мехмелем, или махмалем, изначально назывался верблюд, на котором семья пророка совершала паломничество из Медины в Мекку. Потом так стали называть богато украшенные шатры, а затем и караваны, которые с древности сопровождались вооруженным эскортом, защищавшим паломников и богатые дары в долгом пути. Мехмели, к которым примыкали тысячи мусульман, отправлялись из Дамаска и Каира. Неизвестно, были ли у изображенных на картине персонажей исторические прототипы, но в сцене много характерных деталей: верблюд торжественно несет Коран в драгоценном сундуке, на коне подъезжает эмиссар османского султана с солдатами, его приветствуют муфтий в зеленых одеждах и дервиши в конусовидных шляпах, на башне муэдзин призывает верующих к молитве.

Другой примечательный лот — «Руины храма в Карнаке. Закат» англичанина Дэвида Робертса (£300–500 тыс.). Сценограф Ковент-Гардена и основатель Общества британских художников славился своей любовью к путешествиям и архитектуре. Самым известным стал его годовой вояж по Египту и Палестине. Изданные в 1840-е годы гравюры с привезенных оттуда рисунков и картин были очень популярны в Европе. Это полотно в 1845 году выставлялось в Королевской академии в Лондоне и, судя по восторженным отзывам критиков, считалось эталоном образа Востока в эпоху романтизма. Древние руины на закате, а в жанровой сцене на переднем плане все, что любили на Востоке европейцы: верблюды, тюрбаны и полуобнаженные рабыни. Французский вариант ориентализма — «Часовой» Антуана Леконта дю Нуи (£60–80 тыс.) с тщательно выписанными деталями: красно-зеленым халатом, длинным чубуком, кремнёвым ружьем и изогнутой саблей шамшир.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+