В центре внимания Тиффани Дженкинс произведения искусства, приобретенные не совсем законным путем: полученные по принуждению, отнятые силой или в результате грабежей. Существует немало способов присвоения чужого имущества, а также дальнейшей легализации памятников науки и искусства, становящихся в конце концов общественным достоянием.
Скажем, в конце XIX века 900 произведений африканского искусства британские колонизаторы увезли после разгрома королевства Бенин, а теперь эти предметы находятся в пяти разных странах, включая Нигерию. Должны ли материальные ценности, добытые неправедным путем, сегодня быть возвращены туда, где существовали изначально? А если должны, то кому следует их возвращать? Есть ли у нас веские основания для того, чтобы вещи с сомнительным провенансом продолжали оставаться в государственных собраниях?
Один известный директор одного известного британского музея буквально расплылся в улыбке, когда его спросили о реституции. Ответ его был четким и недвусмысленным: его музей является владельцем этих произведений искусства, и точка.
Тем не менее проблема происхождения музейных предметов оказывается критически важной как для их безупречной сохранности и экспонирования, так и для решения спорных вопросов постколониального существования, бросающих тень и на великие коллекции, и на всю историю человечества.
Автор приводит десятки, даже сотни примеров спорных случаев, особенно сложных, когда предметы имеют священный статус и являются объектами поклонения. Вывод Дженкинс однозначен: «Миссия музеев должна состоять в приобретении, консервировании, исследовании и демонстрации своих коллекций. Это все, и этого достаточно». Дженкинс проявляет решимость, красноречиво отстаивая мысль: что имеем, то и храним.
Но такая позиция — вопрос времени. Недалек тот день, когда Китай начнет посылать официальные запросы о возвращении на родину многочисленных предметов (в основном фарфора), вывезенных французами и британцами из Летнего императорского дворца в Пекине в 1860 году во время второй «опиумной войны». Впрочем, пса Лути, императорского пекинеса, это не касается: он, как ни странно, был подарен королеве Виктории. И теперь его портрет логично находится в королевской коллекции.
Tiffany Jenkins. Keeping Their Marbles.
Oxford University Press. $34,95.
На английском языке