18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сонет как скульптурная форма

№52
Материал из газеты

Чему Райнер Мария Рильке мог научиться у Огюста Родена и как знакомство со скульптором изменило жизнь поэта

Отношения Родена и Рильке — любопытный союз художников, использовавших противоположные способы самовыражения. Личные их отношения при этом ровными не были. Когда они встретились в 1902 году, Рильке еще был неизвестным, неудачливым писателем. «Часослов», его первый, почти дописанный поэтический сборник, издадут лишь три года спустя. Поскольку постоянная работа была не для него, он зарабатывал написанием статей для газет и журналов, выполняя заказы издательств. А Роден, после многих лет неприятия, достиг к тому времени такой славы, что на Всемирной выставке в Париже в 1900-м власти разрешили ему демонстрировать скульптуры в собственном павильоне — с условием, что он за него заплатит. Рильке получил заказ на монографию о Родене, а его жена Клара Вестгофф, некогда учившаяся в студии скульптора, представила мужа мастеру. Долгие беседы с Роденом вылились в исследование, опубликованное в 1903 году. Рильке дал превосходный анализ творчества Родена. И поэту было предложено стать личным секретарем скульптора. Он с радостью занялся обширной перепиской Родена, оттачивая свой французский. Однако в апреле 1906 года Роден, известный своими вспышками гнева, вновь впал в ярость, обнаружив, что Рильке написал от своего имени личное (абсолютно безобидное) письмо Уильяму Ротенштейну, одному из постоянных лондонских клиентов скульптора. Рильке был унизительно изгнан. В книге You Must Change Your Life («Ты жить обязан по-иному») Рейчел Корбетт связывает это событие со стихотворе­нием «Уход блудного сына», написанным в июне 1906 года.

Как же знакомство Рильке с Роденом изменило жизнь поэта? Фраза, которую Корбетт вынесла в заглавие книги, взята из стихотворения «Архаический торс Аполлона», им открывается сборник «Новые стихотворения, вторая часть» (1908). Чтобы понять ее суть, обратимся к тексту письма Рильке к Лу Андреас-Саломе от 8 августа 1903 года. В нем он сперва высказывает похвалы человеческой мощи Родена, а затем описывает его творения.

«...Художественная вещь должна быть определенной: удаленная от всех случайностей, далекая от всяческих неясностей, вынутая из времени и отданная пространству, она становится постоянной, пригодной для вечности». Так и стихотворение, для того чтобы стать «скульптурно созданным произведением», должно быть законченным. Оно должно нести ясную внутреннюю структуру, такую, например, как сонетная форма.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+