18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сонет как скульптурная форма

№52
Материал из газеты

Чему Райнер Мария Рильке мог научиться у Огюста Родена и как знакомство со скульптором изменило жизнь поэта

Отношения Родена и Рильке — любопытный союз художников, использовавших противоположные способы самовыражения. Личные их отношения при этом ровными не были. Когда они встретились в 1902 году, Рильке еще был неизвестным, неудачливым писателем. «Часослов», его первый, почти дописанный поэтический сборник, издадут лишь три года спустя. Поскольку постоянная работа была не для него, он зарабатывал написанием статей для газет и журналов, выполняя заказы издательств. А Роден, после многих лет неприятия, достиг к тому времени такой славы, что на Всемирной выставке в Париже в 1900-м власти разрешили ему демонстрировать скульптуры в собственном павильоне — с условием, что он за него заплатит. Рильке получил заказ на монографию о Родене, а его жена Клара Вестгофф, некогда учившаяся в студии скульптора, представила мужа мастеру. Долгие беседы с Роденом вылились в исследование, опубликованное в 1903 году. Рильке дал превосходный анализ творчества Родена. И поэту было предложено стать личным секретарем скульптора. Он с радостью занялся обширной перепиской Родена, оттачивая свой французский. Однако в апреле 1906 года Роден, известный своими вспышками гнева, вновь впал в ярость, обнаружив, что Рильке написал от своего имени личное (абсолютно безобидное) письмо Уильяму Ротенштейну, одному из постоянных лондонских клиентов скульптора. Рильке был унизительно изгнан. В книге You Must Change Your Life («Ты жить обязан по-иному») Рейчел Корбетт связывает это событие со стихотворе­нием «Уход блудного сына», написанным в июне 1906 года.

Как же знакомство Рильке с Роденом изменило жизнь поэта? Фраза, которую Корбетт вынесла в заглавие книги, взята из стихотворения «Архаический торс Аполлона», им открывается сборник «Новые стихотворения, вторая часть» (1908). Чтобы понять ее суть, обратимся к тексту письма Рильке к Лу Андреас-Саломе от 8 августа 1903 года. В нем он сперва высказывает похвалы человеческой мощи Родена, а затем описывает его творения.

«...Художественная вещь должна быть определенной: удаленная от всех случайностей, далекая от всяческих неясностей, вынутая из времени и отданная пространству, она становится постоянной, пригодной для вечности». Так и стихотворение, для того чтобы стать «скульптурно созданным произведением», должно быть законченным. Оно должно нести ясную внутреннюю структуру, такую, например, как сонетная форма.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+